Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1. Социология кино в СССР (1960-е- первая половина 1980-х гг.):
1.1. Становление отечественной социологии кино..........................12
1.2. Социологический анализ кинопроцесса в СССР.........................38
Глава 2. Социология кино в современной России (вторая половина 1980-х-2000-е):
2.1. Глобализация кинопроцесса в зеркале социологии кино................78
2.2. Социологический анализ современного кинопроцесса..................108
Заключение.............................................................150
Список использованной литературы.......................................155
2
Введение
Актуальность темы исследования. Кино является важной частью жизни современного российского общества. От содержания кинопродукции во многом зависит культурный уровень населения страны, а также формирование картины мира россиян. В этой связи актуальным является социологический анализ реального положения дел в современном отечественном кинематографе, определение его «болевых точек» и выработка научно обоснованной культурной политики в этой сфере.
Негативные тенденции, характерные для российского общества на современном этапе, проявили себя также и в сфере кинематографии. В новых экономических и социальных условиях кинотеатры потеряли большую часть зрительской аудитории-. Чтобы привлечь зрителя, кинотеатры стали формировать свой репертуар, опираясь, прежде всего, на американскую продукцию низкого качества. Это-привело к нивелированию традиционных российских ценностей, снижению кинокультуры и кинообразования в России. В этой связи повышается значение социологического анализа кинопроцесса, актуальным становится обращение к проблематике социологии кино и осмысление отечественного опыта ее разработки.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью научного анализа и выработки соответствующих мер по защите и поддержке отечественной киноиндустрии как неотъемлемой составляющей культурной политики, а также важностью совершенствования системы управления данной отраслью в условиях глобализации кинотеатрального проката. Культурная политика государства должна способствовать решению этой задачи, опираясь на всесторонний социологический анализ кинопроцесса.
На актуальность изучения истории развития социологии кино указывает её сложное современное состояние: недостаточная изученность в отечественной науке самого процесса развития социологии кино, ее этапов, их своеобразия в постановке проблем, а также в их решении. Общественная
На наш взгляд, необходимо обратить внимание на то, что особенностью социологии кино в России стало давление тоталитарного режима на ее развитие. Государственная власть всегда настороженно относилась к изучению социальных процессов. С середины 1930-х гг. до 1960-х годов исследования в области социологии кино в России не проводились в связи с тем, что идеологи сталинизма считали социологический подход "вульгарным", видели в социологии опасный источник информации о процессах в обществе. Возобновление активных эмпирических исследований в нашей стране произошло в результате изменения политических условий. Тем не менее, социологические исследования в советское время проводились с осторожностью по политическим причинам.
Возрождение социологических исследований кино началось с факультативного семинара на киноведческом отделении ВГИКа, проведенного в 1962' году. К 1960-м годам кинематографический процесс значительно усложнился и но масштабам, и по содержательным параметрам. Социальные аспекты кинематографической жизни обрели обостренную практическую значимость, с чем связано возрождение интереса к социологии кино. На наш взгляд, важным является то, что властные структуры проявляли стремление к использованию социологии кино в поисках эффективных механизмов регулирования деятельности социальных систем, а также целенаправленного формирования массового сознания.
Исходя из анализа теоретической литерагуры, молено сделать вывод о том, что на развитие социологии кино оказали влияние политические, экономические, социальные условия функционирования кино. Согласно нашему представлению молено разграничить три основных этапа социологического осмысления кинематографа: 1910-20-е гг., 1960-е - первая половина 1980-х гг., вторая половина 1980-х - 2000-е гг. Предметом
настоящего диссертационного исследования являются последние два этапа, то есть социология кино второй половины XX - начала XXI вв.
16
Объект и предмет социологии кино. Важной теоретической проблемой для социологии кино является определение объекта и предмета исследований данной науки. Отметим, что в работах по социологии кино данные понятия чаще всего не различались. Однако современное развитие знания требует провести такое разграничение.
Действительно, функционирование киноискусства в настоящее время является объектом исследования разных наук: киноведения, эстетики, культурологии, психологии и т. д. Социология также обращается к изучению кино в рамках таких отраслевых дисциплин как социология культуры, социология массовых коммуникаций, социология искусства и в рамках собственно социологии кино. Объектом данных отраслевых дисциплин является кинопроцесс как феномен общественной жизни. Элементы кинопроцесса (создание, функционирование, восприятие и воздействие кино) являются объектом изучения разных сфер знания. Вместе с тем, у каждой из данных наук есть свой особый предмет исследования. Такой предмет имеет и социология кино. Предмет не является стбильным, зафиксированным раз и навсегда. В процессе познания его содержание расширялось, уточнялось, происходило его постоянное развитие. На развитие предмета социологии кино влияли такие факторы как прогресс научного знания, потребности общества и изменение самого кинематографа.
На наш взгляд, прежде всего, необходимо показать взаимосвязь социологии искусства и социологии кино. По мнению С.Н. Плотникова, А.Н. Сохора,- Ю.В. Перова эстетика и искусствоведение нацелены на изучение искусства как социального феномена, а социология искусства занимается изучением художественной культуры и художественной жизни общества, социальных общностей и личности. Согласно представлению М.Б. Глотова, элементами художественной культуры выступают социальные институты, а компонентами художественной жизни общества - социальные процессы. В
17
- Київ+380960830922