Ви є тут

Феномен этничности в контексте понимающей социологии : теоретико-методологический анализ

Автор: 
Ожегова Ольга Алексеевна
Тип роботи: 
теоретико-методологический анализ
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
356
Артикул:
195121
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ 34
ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Раздел И. ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ 80 ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Раздел III. ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧНОСТИ В МЕТОДОЛОГИИ 123 ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Раздел IV. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОЛОГИИ 172 ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ЭТНИЧНОСТИ: МЕТОД НЕОКОНЧЕННЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ РазделУ. ОПЫТ ГРУППОВЫХ ГЛУБИННЫХ ФОКУС- 215 ИНТЕРВЬЮ В КОНТЕКСТЕ ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Раздел VI. СОПРЯЖЕННОСТЬ КАЧЕСТВЕННЫХ И 264 КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДИК В ПОЗНАНИИ ЭТНИЧНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 319
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 329
3
ВВЕДЕНИЕ
Проблематика этничности, этноса, нации, национализма, этнических процессов, этнической государственной политики, межэтнического взаимодействия имеет весьма значительную историю вопроса. Эта значительность, на наш взгляд, определяется не временной давностью, а глубинными смыслами широко используемой в науке категории, обозначающей существование культурно-отличительных (этнических) форм индивидуальных и групповых идентичностей.
Очевидно, что этническая составляющая социальной реальности не сводится к совокупности статистических данных, которые следует научно описать и проанализировать в сиюминутной конфигурации. Что «делает» этничность с людьми, какие функции она выполняет по отношению к социальному целому, обществу, социуму? Актуальность подобных вопросов определяется существенными переменами в российском обществе. Стереотипы «мы непредсказуемы» или «умом Россию не понять» более не вписываются ни в державно-патриотическую трактовку самобытности Российской цивилизации, ни в официально-идеологические поиски национальной идеи. Понятие «нация» используется при установлении референции, связи между человеком и сообществом, границы которого определены или гражданством (политическая нация), или этничностью (этническая нация). Это — соперничающие значения нации, но соперничество осуществляется отнюдь не только в рамках теоретических парадигм, но в самой реальности — между различными социальными агентами и группами»1.
Отторжение представлений о спасительной национальной самобытности России проникает в массовое сознание в результате желания
1 Здравомыслов А.Г., Цуциев A.A. Этничность и этническое насилие: противостояние этнических парадигм Н Социологический журнал, 2003, N 3. С. 40.
34
Раздел I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОНИМАЮЩЕЙ
СОЦИОЛОГИИ
Значение методологических проблем в современной науке трудно переоценить. Методология - одно из самых многосложных по своим составляющим понятий в контексте истории социальной мысли и социальных наук. Дело не только во множестве теоретических подходов, но и в том, что научное сообщество сделало свой выбор в пользу бесконечного приближения к истине вопреки «тотальности истины». В связи с этим социология, находясь в процессе постоянной внутри научной рефлексии, «предлагает» множественные варианты ответа, на кажущийся простым вопрос о соотношении теории и практики, обычно решаемый в пользу признания примата практики перед теорией.
Прежде чем более конкретно говорить об этом, уточним, что же вообще понимается под методологией. Так как одним из важнейших достижений социологии явилось усложнение методов, методик и техник, должно определить эти термины, так как «методология» и «метод» иногда употребляется как тождественные термины, а «методики и техники» иногда обозначаются как «метод».
Методология в самом широком смысле является философской оценкой исследовательских методов любой дисциплины, иными словами, методология - аспект эпистемилогического интереса к научному статусу, в нашем случае, социологии. Методологию можно определить как принципы организации исследований, «нормы», при помощи которых выбираются и оформляются процедура и техника. Иными словами, методология -система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе'3.
В своем философском звучании методология - это интерес к
33 Философский энциклопедический словарь М., 1983. С. 365.
35
концептуальным, теоретическим и исследовательским аспектам знания34, для социологии - это аспект эпистемологического интереса к научному статусу социологического познания социальной реальности. Очевидно, что в этом смысле методология отлична от теории социологии^5, предметом которой являются некоторые аспекты взаимодействия людей и которая, следовательно, субстантивна по своему характеру. Субстантивность, как нечто, лежащее в основе, все же нетождественна методологии, хотя методологическая и субстантивная теории тесно связаны. Во множестве своих аспектов методология не сводится к социологическим проблемам, как таковым, следовательно, она шире, чем субстантивная теория, гак как методология в основном отвечает на вопрос «как», субстантивная же теория - на вопрос «что».
Большинство проблем методологии являются общими для ряда дисциплин, поэтому не только методологическая подготовленность определяет собой содержания любой теории или исследования. Методологически подготовленные социологи профессионально обязаны владеть методом, методиками и техниками, поскольку именно это составляет понимание плана исследования, норм, процедур, природы выводов и соответствующее использование теоретических систем.
В известном смысле методология является «нормативной дисциплиной», но не принадлежит' в строгом смысле, ни к философии, ни к эпистемологии, ни к логике, ни к социологии, хотя очевидно, что эти области перекрещиваются. Методолог исходит из проблемы, которая лежит внутри несомненного мира предметов и отношений между предметами, то есть того, что поддается наблюдению и контролю при помощи опыта. Методолог делает некоторые необходимые предположения
34 Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый социологический словарь. М., 1999. Т. I. С .417.
35 Например: Теория рационального выбора; теория построения личности; теория роли; теория систем; теория случайности; теория социального действия; теория стигмации; теория стратегической случайности; теория характерных черт; теория элит и т.д.