Ви є тут

Историографические проблемы исследования организационно-социологической концепции А. А. Богданова

Автор: 
Кузьминых Н. А.
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1993
Артикул:
269673
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ............................................................. 3
I. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ А. А . БОГДАНОВА .......................... 11
1.1. Формирование революционного мировоззрения.................. 11
1.2. "Еретическая” версия марксизма: конфликт Богданова
с Лениным................................................. 28
1.3. Историография богдановедения............................... 47
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА................... 85
11.1. Учение Богданова о едином мире опыта..................... 85
11.2. Концепция всеобщей организационной науки................ 107
III. ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ ПОЗИТИВИЗМА НА СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ А . А. БОГДАНОВА......................... 132
111.1. О социально-исторической и культурной обусловленности научного знания...................................... 132
111.2. А.Богданов и О.Конт.................................... 139
111.3. Естественно-научная основа организационной социологии................................................... 148
111.4. Функциональное разделение труда, общественная солидарность и идея "собирания человека"...................... 157
III. 5. Был ли Богданов марксистом?........................... 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................ 183
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 190
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность исследования. Обращение к прошлому, освещение "темных пятен" истории - не только дань уважения и насущная необходимость нынешнего времени. Многие идеи и теории, высказанные нашими соотечественниками в начале века, во время революции, актуальны и в конце тысячелетия, в период для России переходный и тоже, можно сказать, революционный. В какой степени революционные идеи были утопическими и насколько отражали реальность? Что ценного могут почерпнуть наши современники из опыта своих предшественников? Что можно сделать, чтобы не повторять прошлые ошибки? Можно ли каким-либо образом превратить светлую утопическую сказку в быль? Много вопросов, ответы на которые содержатся в тщательном и беспристрастном анализе истории.
Сейчас, когда получена возможность объективной оценки прошлого, особенно важно отделить зерна от плевел и исследовать в полной мере теоретические взгляды и практическую деятельность тех, кто набрасывал контуры коммунистического идеала на нашей почве, закладывал основы первого в мире социалистического государства. Распространившееся в последние годы нигилистическое отношение к революции и ее деятелям - такая же нелепая и незаконная крайность, как и апофеоз их. Прошлое должно быть изучено беспристрастно.
Одним из ярчайших представителей "художников революции" был Александр Александрович Богданов (Малиновский).
Его творческое наследие разнообразно: он разработал
собственную философскую систему, стал основателем всеобщей организационной науки, к пониманию которой мир пришел только спустя десятилетия; анализировал экономические теории, высказав ценые идеи в этой области; создал основы новой эстетики; сделал
!
18
входили В.Г.Кржижановский, П.Л.Туганский, Б.Э.Шен, Н.К.Мукалов и др. Вскоре после своего прибытия Богданов принял участие в заседании кружка ссыльных, на котором выступил с философским докладом в духе критического позитивизма С.А.Суворов. Бердяев оппонировал докладчику. Богданов поддержал Суворова, после чего неоднократно выступал с докладами об историческом материализме. Большая часть докладов Богданова была затем опубликована в сборнике "Из психологии общества" и в различных журналах.
Этот период жизни Богданова тщательно рассмотрен английским историком Дж.Биггартом. Он, в частности, пишет, что еще будучи в Калуге, Богданов близко сошелся с A.B.Луначарским, женатым на его сестре - Анне Малиновской. "Убедив Луначарского приехать в Вологду, Богданов с энтузиазмом описывал культурную и интеллектуальную жизнь ссыльной колонии в Вологодской губернии. Алексей Ремизов считает, что каждая книга, публиковавшаяся в России, достигала Вологды и что с помощью оживленной переписки ссыльные получали "правильную линию действия" из Парижа, Женевы, Цюриха" [105,р.30].
Для Богданова и Луначарского важнее всего было защитить свои философские позиции в дебатах с Н.Бердяевым, чей переход от марксизма к неокантианству они заметили еще в Калуге. Бердяев часто выступал на заседаниях ссыльных, был прекрасным оратором, однако оппоненты не считали его хорошо образованным: по мнению Богданова, Бердяев разбирался только в философии неокантианской школы, а о позитивизме Маха и Авенариуса был осведомлен поверхностно.
Постепенно ссыльные из Киева, поначалу поддерживавшие Бердяева, перешли на сторону "реалистов", к которым относились
19
Богданов и Луначарский. Так образовались две оппозиции, полемика между которыми продолжилась на страницах жцрналов.
Ее начал в 1902 году Н.Бердяев рецензией на книгу Богданова "Познание с исторической точки зрения" (рецензия была опубликована в журнале "Вопросы философии и психологии"). В декабре того же года последовал ответ Богданова. Следом вышел сборник "Проблемы идеализма" под ред. Бердяева, на который Богданов откликнулся "Очерками реалистического мировоззрения".
Как пишет А.Яссур, "различие между "марксизмом" и "реализмом" неясно сегодня; в контексте его дней Богданов, очевидно, считает "реализм" оригинальной версией "марксизма", означавшей "богдановский марксизм". Теоретической базой его было понимание связей между трудом и сознанием, устранение дисгармонии между организованными коллективами, картина нового мира и новое представление "будущего государства" [131,р.200].
Книга "Очерки реалистического мировоззрения" вышла в 1903 году, но к этому времени первостепенную важность для Богданова приобрели уже не философские, а политические проблемы. Осенью 1903 года он примкнул к большевикам, а в начале 1904 года, по окончании срока ссылки, уехал из Вологды. Тогда же началось его сотрудничество с Лениным. Как говорилось выше, Ленин высоко оценил "Начальный курс экономической науки" и, после того как Богданов принял большевизм, решил приблизить его к себе.
Летом 1904 года в Швейцарии около станции Шебр поселилась небольшая большевистская группа, которую составляли Ленин, Первухин, Ольминский и Богданов, носивший тогда революционный псевдоним Максимов. По воспоминаниям М.С.Ольминского, "тогда же между Лениным и Максимовым было решено начать стягивать в Женеву литературные силы, - в первую очередь Воровского и