2
/ •
Содержание
Введение.................................................................4
Глава 1. Сущность и источники социальной проблемы жестокого обращения с детьми в семье..........................................................20
1.1. Сущность, формы и источники социальной проблемы жестокого обращения с детьми в семье..............................................20
1.2. Свойства социальной проблемы жестокого обращения с детьми в семье.27
1.3. Существующие государственные механизмы решения проблемы
жестокого обращения с детьми в семье....................................30
Глава 2. Практика изучения жестокого обращения с детьми в семье. Теоретические и методологические аспекты................................38
2.1. Объективистские направления в исследовании социальных проблем.......38
2.2. Субъективистские направления в исследовании социальных проблем......49
2.3. Диалектические направления в исследовании социальных проблем........51
2.4. Конструкционистская концепция......................................52
Глава 3. Конструирование ситуации жестокого обращения с детьми в семье как социальной проблемы.....................................................60
3.1. Методика и результаты эмпирического изучения конкретного случая жестокого обращения с детьми в семье....................................60
3.2. Конструирование социальной проблемы насилия над детьми учеными -обществоведами..........................................................75
3.3. Конструирование социальной проблемы жестокого обращения с детьми в семье средствами массовой информации....................................81
3.4. Конструирование социальной проблемы жестокого обращения с детьми в семье в законодательной и исполнительной ветвях власти..................83
3.5. Конструирование социальной проблемы жестокого обращения с детьми в семьях общественными организациями......................................91
3.6. Причины низкого статуса социальной проблемы жестокого обращения с детьми в семье в общественном сознании..................................93
з
Глава 4. Рекомендации по интервенциям в социальную проблему жестокого обращения с детьми в семье в российском обществе.......................97
4.1. Критическая оценка эффективности/неэффективности осуществленных интервенций в социальную проблему жестокого обращения с детьми в ссмьс97
4.2. Предложения по новым интервенциям в социальную проблему жестокого
обращения с детьми в семье............................................102
Заключение............................................................111
Источники:............................................................116
Список использованной литературы......................................118
Приложения............................................................134
*
*
жестокого обращения с детьми в семьях основными участниками -детьми, родителями и социальными работииками-экспсртами, а также СМИ, учсными-общсствоведами, законодателями, общественными организациями).
5. Разработать возможные пути интервенции в социальную проблему жестокого обращения с детьми в семьях.
Методологические и теоретические основы исследовании.
Одной из методологических основ для изучения социальной проблемы жестокого обращения с детьми в семьях послужил комплексный подход. В данной работе комплексный подход определяется как познавательная стратегия и основа интервенции в социальную проблему жестокого обращения с детьми в семьях. В отечественной науке данный подход использовался, в частности, в ювенальных исследованиях42.
В качестве основного теорстнко-мстодологичсского подхода в авторском исследовании социальной проблемы используется контекстуальный конструкционизм. Данный подход открывает возможность анализировать социальную проблему как определяемую, конструируемую, учитывая ее объективные составляющие. Социальная проблема определяются как деятельность индивидов или групп, выдвигающих утверждения-требования относительно некоторых предполагаемых условий.43 В исследовании используются работы зарубежных авторов (Блумсра Г., Спсктора М. и Китсыоза Дж.44, Хилгартнера С., Боска Ч.Л., и др.) и отечественных (Иванов О.И., Ясавссв И.Г.).
Ключевое понятие работы - «социальная проблема жестокого обращения с детьми в семьях», под которым понимается деятельность
42 Иванов О.И. Социальные проблемы молодежи и ювеиолоппеские исследования (введение в социологию социальных проблем)-СПб: 2001. С. 90-104.; Ювснология и ювенальная политика в XXI веке: опыт
комплексного междисциплинарного исследования. Пол. рел. Слуцкого П.Г. СПб.: Знание. ИВОСЭП, 2001.
С. 112-119.
45 Спсктор М. и Китыоз Д. Конструирование социальных проблем. // Кошсксты современности. Хрестоматия. Ерофеев С.А. (сост. и рсл.). Казань: Пз-во Казан, ун-та, 2001. С. 160-163.
индивидов или групп, по поводу положения детей в семьях, в которых жестоко обращаются с детьми, выражающих недовольство и выдвигающих утверждения требовательного характера относительно некоторых предполагаемых условий.
Описание выдвижения требований производится с использованием концепции публичных арен С. Хилгатиера и Ч. Боска45. Они вводят понятие «публичных арен», в качестве которых могут выступать исполнительная и законодательная ветви власти, суды, фильмы, телевизионные и радиопередачи, газеты и журналы, политтехнологи, инициативные социальные группы, научные сообщества, религиозные организации, частные фонды, книги, которые касаются социальных вопросов, профессиональные сообщества. На публичных аренах происходит «обсуждение, отбор, формулировка, драматизация, представление общественности социальных проблем».
Существует несколько подходов к определению жестокого обращения с детьми в семьях. Возможно определение жестокого обращения в категориях его наличия - отсутствия, определения в терминах результата (полученного ребенком повреждения), медицинского освидетельствования, в терминах мотивации родителя - агрессора (Л.Аллан46; Р. Паркс, С. Колломер47). В данном исследовании я буду подходить к определению насилия над ребенком прежде всего в терминах последствий. Понятие «жестокого обращения с детьми в семьях» определяется как специфическое поведение родителей или опекунов, состоящее в нанесении ребенку морального или физического ущерба. Такой ущерб наносится сознательно или из-за явного пренебрежения потребностями ребенка. Основное
15 Хплгартнер С. и Воск Ч.. Гост и упадок социальных проблем: копиепцпя публичных арен. //Средства массоиоП коммуникации н социальные проблемы. Хрестоматия. Казань: 2001.Из-во Казан, ун-та, 18-53.
Al> Allan L.J. Child abuse: A critical review of the research and the theory, in: Martin J.P (cd.) Violence and the family. Chichester: John Wiley a. Sons. 1978. P. 43-79.
41 Parke R.D., Collomcr C.W. Child abuse: An inter-disciplinary analysis, in: Iletherington (cd.).Rcvicw of Child development research. Chicago: The University of Chicago Press, 1975. Vol. 5 P. 509-590.
- Київ+380960830922