Ви є тут

Ценностная ориентация населения на науку : Методология и методика социологического исследования

×

Повідомлення про помилку

  • Deprecated function: Function create_function() is deprecated in blockgroup_block_list_alter() (line 298 of /home/devdisser/web/dissertation.com.ua/public_html/sites/all/modules/blockgroup/blockgroup.module).
  • Deprecated function: Function create_function() is deprecated in blockgroup_block_list_alter() (line 298 of /home/devdisser/web/dissertation.com.ua/public_html/sites/all/modules/blockgroup/blockgroup.module).
  • Deprecated function: Function create_function() is deprecated in blockgroup_block_list_alter() (line 298 of /home/devdisser/web/dissertation.com.ua/public_html/sites/all/modules/blockgroup/blockgroup.module).
  • Deprecated function: Function create_function() is deprecated in blockgroup_block_list_alter() (line 298 of /home/devdisser/web/dissertation.com.ua/public_html/sites/all/modules/blockgroup/blockgroup.module).
  • Deprecated function: Function create_function() is deprecated in blockgroup_block_list_alter() (line 298 of /home/devdisser/web/dissertation.com.ua/public_html/sites/all/modules/blockgroup/blockgroup.module).
  • Deprecated function: Function create_function() is deprecated in blockgroup_block_list_alter() (line 298 of /home/devdisser/web/dissertation.com.ua/public_html/sites/all/modules/blockgroup/blockgroup.module).
  • Deprecated function: Function create_function() is deprecated in blockgroup_block_list_alter() (line 298 of /home/devdisser/web/dissertation.com.ua/public_html/sites/all/modules/blockgroup/blockgroup.module).
  • Deprecated function: Function create_function() is deprecated in blockgroup_block_list_alter() (line 298 of /home/devdisser/web/dissertation.com.ua/public_html/sites/all/modules/blockgroup/blockgroup.module).
Автор: 
Шувалова Ольга Романовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000228809
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
Введение
Актуальность темы исследования. Особенностью современного этапа развития общества является изменение положения науки в системе общественных отношений. Если на индустриальной стадии модернизирующегося общества наука стала фактором технического прогресса, то на информационной стадии она становится двигателем его интеллектуального развития. Вместе с тем само развитие общества уже становится в зависимость от того, насколько глубоко наука проникает в саму его ткань, в массы. Неравномерность адаптации разных слоев населения к темпам научно-технического прогресса вызывает целый ряд проблем экономического, политического и социального характера.
Экономические проблемы связаны с повышением значимости научно-технических знаний, воплощенных в человеке и технологиях, для экономического роста. В этих условиях люди выступают, во-первых, в качестве субъекта производства, от которого требуются не только базовые знания науки и техники, но и способность к непрерывному развитию профессиональных и технических навыков. Во-вторых, население можно рассматривать как потребителя, воспринимающего и использующего в практической жизни информацию о действии, безопасности и эффективности новых продуктов и технологий. Отсутствие таких способностей у определенной части населения может стать фактором, сдерживающим создание и распространение новых технологий, а значит, и связанный с этим экономический рост. Эта проблема усугубляется тем, что изменения в технологическом базисе экономики и общества протекают сегодня довольно быстро и, приобретая глобальный характер, грозят отсталостью странам, не осуществившим своевременный переход к новому технологическому укладу.
Проблемы, возникающие в политической сфере, обусловлены противоречием между властными структурами, реализующими научные способы преодоления социально-экономических проблем (например, энергетического, экологического, продовольственного кризисов), и широкими слоями населения, проявляющего неприятие и даже активное сопротивление при-
20
Различия в подходах проявляются уже в трактовке центральной категории ценность. А.А.Ручка насчитал более ста дефиниций ценности1. В целом выявляются два направления.
1. Собственно социологическое - где понятие ценности относится к природе и функции нормативных убеждений при восприятии социального порядка, социальной интеграции и социальных изменений. Такой подход характерен для макросоциологических концепций, причем все они признают, что социальные ценности обеспечивают целостность социальных систем. Различия же зависят от целей исследовательских программ, идей, ради которых они формируются, что само по себе уже содержит ценностное отношение к действительности.
Например, в историческом материализме, главной идеей которого является прогрессивное развитие общества (т.е. ценность), и, соответственно, наибольшее внимание уделяется социальным изменениям, утверждается, что в антагонистических обществах они образуют внутренне противоречивые ценностно-нормативные системы, т.к. наряду с общечеловеческим содержанием в них отражается несовместимость интересов противоборствующих классов, причем господствующие классы насаждают свою систему ценностей, опираясь на экономическое и политическое господство. Эта несовместимость при определенных социально-экономических условиях перерастает в социальный конфликт, который и является источником социальных изменений2.
В функционализме, главной идеей которого является стабильность общества (т.е. ценность), гораздо большее внимание уделяется социальной интеграции, основой которой считается единая система ценностей. Так, Т.Парсонс, опираясь на идеи М.Вебера и Э.Дюркгейма, рассматривал социальные ценности как коллективные представления о желаемом типе социальной системы, с помощью которых индивиды ориентируются при реа-
1 Ручка А.А. Ценностной подход в системе социологического знания. - Киев: Наукова думка.- 1987. С. 128-132.
2 Философский энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопедия, 1983. С. , с.764.
21
лизации себя в качестве членов общества, а консенсус последних по поводу ценностной ориентации их собственного общества он определял как институционализацию ценностного образца1. Как сторонник концепции эволюционного развития социальных систем, Т.Парсонс также утверждает, что в процессе социальных изменений происходит не замена одних ценностей другими, а генерализация ценностей - обобщенное их выражение на более абстрактном уровне, необходимое для обеспечения социальной стабильности в условиях усложнения структуры общества2.
2. Социально-психологическое направление, где ценности являются одновременно компонентами психологических процессов, социального взаимодействия и образцов культуры. Этот подход используется в микросоциологии - теории символического интеракционизма Дж.Г.Мида, где ценности выступают как нормативные установки, которые являются объектами ориентации и реагирования личности; в гуманистической психологии А.Маслоу, где ценности рассматриваются как потребности, служащие в иерархической последовательности для самоактуализации личности, и т.д.
В этом же направлении разрабатывали ценностную проблематику и рос- , сийские ученые. Например, А.Г.Здравомыслов определяет ценности как “совокупность материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности”3.
Наиболее полное определение понятия ценность дает А.А.Ручка, различая две группы ценностей: “предметные ценности”, которые представляют собой все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений, которые могут выступать средствами для удовлетворения потребностей и интересов людей и могут иметь значимость для их жизнедеятельности (т.е. оцениваться в плане добра и зла, истины и неистины, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого);
1 Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект Пресс, 1997. С.21.
2 Там же, с. 44.
3 Человек и его работа / Под ред. Здравомыслова А.Г.- М., Мысль, 1967. С.237.