Содержание
Введение 3
Раздел 1. Формирование мировоззрения В.О. Ключевского...................12
Раздел 2. В.О. Ключевский о движущих силах отечественного исторического процесса................................................................47
Раздел 3. Основные теоретические положения «школы Ключевского В.О.» и их значение для современной отечественной социологической мысли 97
е
Заключение.............................................................141
Список литературы
146
Введение.
Актуальность темы исследования.
Современный этап развития отечественной социологии характеризуется повышенным интересом к наиболее ценным результатам деятельности ученых конца XIX - начала XX века. Идет активное изучение разработанных ими методологии эмпирических исследований, интерпретации социальных фактов, построения социологических теорий и парадигм. Все это имеет положительное значение для становления и укрепления методологических позиций современной российской социологии. В этом контексте не следует забывать о наследии ученых, труды которых были забыты, либо искажены и значение творчества которых осознается только в последнее время.
В частности, на рубеже XIX и XX веков в России возникло новое научное направление, именуемое государственной школой, представленной такими именами, как В.О. Ключевский, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев, А.Д. Градовский. Именно это научное направление, по словам А.И. Медушевского, составляет тот реальный научный базис, без которого трудно представить дальнейшее развитие социологии.
Видное место среди них занимает фигура Василия Осиповича Ключевского (1899-1911) - крупнейшего историка, одного из основателей нового направления в науке - исторической социологии, основные взгляды которого остаются пока недостаточно изученными.
Историческая социология формировала новую конструкцию методологического аппарата исторической науки и выработала особый социологический понятийный язык истории. Главными элементами своей « Методологии и терминологии русской истории» В.О. Ключевский называл 5 исторических сил: природу страны, физическую природу человека, личность, общество и «историческое преемство». Каждая из этих сил по его утверждению вносит в общество свой запас элементов,
1861 г. В.О. Ключевский, не закончив курса, получил увольнительное свидетельство и в июле 1861 г. стал студентом иторико-филологического факультета Московского университета. Здесь он попал в бурную обстановку студенческих волнений сентября-октября 1861 года.
Завершил обучение Ключевский дипломной работой «Сказания иностранцев о Московском государстве», написанной под руководством профессора С.М. Соловьёва, чьи лекции он уже слушал на первом курсе. После высокой оценки сочинения и рекомендации его к печати в конце 1864/65 учебного года В. О. Ключевский был оставлен при кафедре на два года для подготовки к профессорскому званию и написанию кандидатской диссертации. Тема её была определена С.М. Соловьёвым - « Жития святых как исторический источник».
Работа над «Житиями» В.О. Ключевского затянулась на шесть лет. И после истечения формального срока двухгодичного пребывания в аспирантуре перед В.О. Ключевским возник первый и единственный в его служебной карьере сложный момент: необходимо было найти постоянную работу. В 1867 году он получает место репетитора в Московском Александрийском военном училище, а через четыре года заменил руководителя в чтении курса новой всеобщей истории.
В 1870 году он завершил, наконец, свою кандидатскую диссертацию и 26 января 1872 года представил её на суд учёного совета историко-филологического факультета Московского университета. Чуть раньше, в середине 1871 года, он получил место приват-доцента на кафедре русской гражданской истории церковно-исторического отделения Московской духовной академии в г. Сергиев-Посад. Наряду с этим летом 1872 года он взял на себя чтение лекций на Московских Высших женских курсах. Наконец, осенью 1870 года в связи с болезнью С.М. Соловьёва он стал его преемником по кафедре, а с ноября 1882 года - профессором Московского университета и Духовной академии одновременно.
В 1900 году академия наук избрала Ключевского В.О. своим действительным членом по разряду изящной словесности.
В 1901 году после своего 60-летия он, по правилам того времени, подал в отставку, но преподавание в университетете и Духовной академии было за ним оставлено. Почти десять последних лет жизни
В.О. Ключевский посвятил подготовке к изданию «Курса русской истории». Скончался он в 1911 году после продолжительной болезни.
Философское мировоззрение, научные и социально-политические взгляды историка определялись в значительной мере той неповторимой интеллектуальной атмосферой второй половины XIX- начала XX вв., которая сложилась в краткий, но очень ёмкий период от реформы 60-х годов до демократической революции 1905 года. Это была переломная эпоха, требовавшая переосмысления исторического прошлого страны, определения её будущего.
XIX век для России- одна из величайших переломных эпох. Столь же многозначительных для её судеб, как и противоречивых. С одной стороны, Россия XIX в.- это жандарм Европы, глава реакционного священного союза монархов, душитель восстаний в Польше 1830 и 1864 гг. и революции в Венгрии 1849 г.; это- цитадель деспотизма и обскурантизма, где властвовали невежественные солдафоны вроде Аракчеева A.A. и образованные мракобесы вроде Победоносцева К.П. , а народ прозябал в пищите и темноте: как известно, к концу XIX века 80% населения страны оставалось неграмотным.
С другой стороны, Россия XIX века - это Родина великого, хотя и трагически противоречивого освободительного движения - от декабристов до социал-демократов, которое дважды (в 1859-1861 и 1879-1881г.г.) подводило страну вплотную к демократической революции; это -спасительница Европы от наполеоновской военщины и освободительница балканских народов от турецкого ига; наконец, Россия XIX века - это создательница гениальных духовных ценностей, многие из которых по сей
- Київ+380960830922