Ви є тут

Феномен социальной перспективы в современной социологии : Методологические основания социального прогноза и управления

Автор: 
Сивиринов Борис Сергеевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2004
Артикул:
275361
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................3
Глава 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.......................22
§ 1. Социальная перспектива и время. От линейного восприятия времени
к осмыслению социальной перспективы...............................22
§ 2. Темпоральная характеристика социальной перспективы
и ее модусное выражение...........................................37
§ 3. Социальная перспектива как новая интерпретация социальной
реальности........................................................57
Глава 2. СТРОЕНИЕ И ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ 91
§ 1. Целостность социальной перспективы: общество, история,
социальные системы................................................91
§ 2. Социальные системы и «социальная перспектива»: природа
и динамика.......................................................105
§ 3. «Процесс» и детерминация «социальной перспективы», как потенциала
социальных изменений.............................................137
Глава 3. АКТИВНОЕ ОБЩЕСТВО И «СОЦИАЛЬНАЯ
ПЕРСПЕКТИВА»...................................................... 169
§ 1. Социальная теория и социальная практика — осмысление
и конструирование социальной реальности..........................169
§ 2. Человеческое измерение социальной перспективы...............187
§ 3. Социокультурные и управленческие детерминанты-императивы современного общества: нравственность, демократия, технологический
детерминизм......................................................220
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................236
ЛИТЕРАТУРА...............:.........................................247
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Эффективное социальное управление требует глубокого и адекватного понимания как общества в целом, так и характеристик локальных процессов во всех основных его сферах. Практика социального управления связана с общеуправленческими операциями сбора, анализа и прогноза социальной информации. Каждый активный участник управления должен достаточно реалистично и квалифицированно относиться к пониманию фундаментальных оснований общественного развития, роли и места человеческой активности в обществе.
Современное общество стоит перед проблемой стабильного развития и выживания в будущем. Какова перспектива развития общества в целом? Насколько верны общие и частные прогнозы? Какие управленческие решения необходимо принимать исходя из предложенных прогнозов? Актуальность диссертации заключается в том, что ответы на эти вопросы должны даваться не только на уровне эмпирических социальных и управленческих исследований, но и на уровне фундаментальной науки. Актуальность данного исследования определяется сложностью задач социального управления и прогноза, с которой сталкиваются работники системы управления на всех уровнях управленческой иерархии в условиях проводимых в России реформ, и необходимостью глубокой научной разработки методологических оснований управления, которые могли бы стать эффективным инструментарием социальной практики. Актуальность и конструктивная ценность разработки общетеоретической социологической базы связана также с задачей эффективной обработки, анализа и обобщения данных эмпирической социологии и социальной статистики. Значительная часть социологических исследований, дающих богатый эмпирический материал, нуждается в соответствующей теоретико-методологической базе.
Каждая из теоретических моделей социальной реальности представляет собой вариант интерпретации общества, раскрывающий какую-либо его часть или аспект. Поэтому важна и актуальна любая попытка обогатить отечествен-
не вижу»6.
Особенностью взгляда Августина Аврелия на время является идея линейности. Круговороты и циклы античного восприятия времени в христианстве сменяются линейным движением от начала творения мира до второго пришествия. Если круг означает вечное возвращение к началу, то линия имеет начало и конец. Таким образом, безысходность круговорота, при котором нет надежды на наступление чего-то нового или избавление от страданий, заменяется оптимизмом надежды на счастливое будущее. В понятии конечного времени заключен чрезвычайно важный потенциал, который выводит отдельного индивида за пределы его судьбы, дает ему перспективу «спасения». Таким образом, пассивная вера в возможность спасения становится основой для активных действий верующего, направленных на достижение заветной цели.
Мы видим, что в христианском средневековье окончательно оформился перспективный взгляд как на жизнь всего общества, так и на судьбу отдельного человека. Согласно Августину Аврелию, текущее время измеряется событиями, а вечность— ценностями. Всякое преходящее время выступает лишь как средство наиболее полного раскрытия ценностей, которые знаменуют вечность, а вечность — Бога. Культура христианства внесла существенный вклад в преодоление широко распространенного в других культурах циклизма (ср. культуры Индии, Востока). Именно с этого момента время начало приобретать свойство социальной перспективы, т. е. выходить за рамки только количественных параметров длительности и включать в себя качественные, социально ценностные характеристики, к которым стали стремиться как отдельные индивиды, так и целые сообщества7.
Новый толчок осознанию социального (исторического) времени как пер-
6 Августин Аврелий. Исповедь// Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий.— М.: Республика, 1992. — С. XI, 20.
7 Следует, однако, заметить, что рутинные, повторяющиеся процессы индивидуальной и групповой практики являются постоянным источником, порождающим «циклическое» сознание и соответствующие ценности. Если человек или группы людей в своем социальном бытии постоянно погружены, например, в земледельческую деятельность, то они находятся пол влиянием круговорота природных циклов. Выйти за пределы этих циклов означало бы порвать с устоявшимся укладом жизни и сформировать перспективное сознание. Даже религия в масштабах социальной репрезентации не смогла преодолеть циклическую рутинность крестьянского сознания, что хорошо вилно по результатам крестьянских движений и восстаний (например, в Китае), которые в успешных случаях просто вынуждены были подчиниться природно-хозяйственному императиву и воспроизводить старый уклад патриархальной цикличности, который, как показывает история, неизбежно становился барьером на пути всего нового и прогрессивного.
спективы дала эпоха Возрождения и становления буржуазных отношений. Время, представляемое как социальная перспектива, открывает перед человеком возможность реализации своих целей и способностей. Все больше осознается связь между человеческим существованием и каждым последующим мгновением. В этическую систему включается новая ценность точного следования времени и его соблюдения. Все это формирует новый тип психологического отношения к фактору времени. Люди говорят о ценности краткой человеческой жизни, быстро проходящего времени. Социальное время все полнее осознается как социальная перспектива, когда человек Возрождения начинает понимать, что для осмысления сути настоящего необходимо отчетливо воспринимать реальность и видеть место прошлого и будущего в человеческой жизни. Возникают предпосылки для раскрытия связей между тремя модусами времени: прошлым, настоящим и будущим, которые благодаря деловой активности человека формируют ценностное отношение к модусам социального времени как единому континууму социальной перспективы. Именно деловая активность человека порождает страстный интерес к будущему конкретных сфер деятельности: торговли, производства, науки, искусства и т. д.
Мы видим, как постепенно время превращается в социальное поле человеческой деятельности. Это экзистенциальное время человеческого бытия выступает теперь как овеществленное время не только Бога-творца, но и Человека-творца. И Бог, и Человек являют собой единую творческую и преобразующую силу, которая раскрывается через процесс вечного становления. Тогда время — это не просто длительность и линейная цепь событий. Феномен времени перерастает рамки линейного хода событий и превращается в феномен социальной перспективы как выражения полноты творческого начала и содержательной формы существующего мирового порядка. В социальной перспективе заключены предпосылки и условия человеческой деятельности, ее продолжительность, она есть и поле социальной деятельности человека, ее фон, характер и содержание. Осознание связи между тремя модусами времени в социальной жизни явилось основой для восприятия исторического времени, которое ближе всего по своей структуре и механизму формирования к социальной перспекгивс. «Время