2
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы социального конструирования
1.1. Социальное конструирование как социологическая категория
1.2. Становление и развитие идеи социального конструирования реальности: основные тенденции
1.3. Конструктивистская парадигма преодоления методологического кризиса социологии
Глава 2. Опыт социального конструирования семьи
2.1. Социальный конструкт семьи
2.2. Эмпирическое исследование социального конструирования семьи: методический поиск
Заключение
Литература
Приложения
Стр. 3
Стр. 11 Стр. 30 Стр. 73
Стр. 88
Стр. 116
Стр. 137 Стр. 142 Стр. 161
3
Введение
Изучение семьи, которое было принято считать скучнейшим занятием, оказалось одним из самых увлекательных и захватывающих предприятий.
Э.Г идценс
Актуальность проблемы. Семья - социальный феномен, сущность которого в ряду многих наук пытается познать социология. Социология, рассматривая семью, очень часто не может отвлечься от конкретно-социологических исследований, посвященных различным сторонам семьи и семейных отношений. Год за годом эмпирические социологические исследования показывают, что ценность семьи в глазах российских граждан высока, и они по-прежнему высоко ставят как семейное счастье, так и семейные ценности. Вместе с тем, в теоретической социологии семьи имеются серьезные разногласия относительно оценки глубины семейных изменений и их прогнозов. Поневоле возникает вопрос: об одной и той же семье идет речь в столь противоречивых социоло-
V.
гических объяснениях? Необходимость социологического объяснения, адекватного меняющимся реалиям семейных отношений, придает методологическому обоснованию теории семьи характер неотложного научного проекта. Парадигмальное разнообразие, очевидно существующее в социологии семьи, само по себе не может препятствовать развитию теории. Но оно свидетельствует о необходимости поиска новых методологических схем в исследованиях семьи.
Обращение к теме социального конструирования реальности в связи с теоретико-социологическим исследованием семьи продиктовано особенными гносеологическими и социальными обстоятельствами развития теории семьи. Во-первых, вне зависимости от рассмотрения семьи в разных ракурсах, она является широким и недостаточно структурированным объектом социологического исследования. Недостаточный уровень методологической рефлексии и недооценка роли теории в интерпретации изучаемых явлений фамилистики
18
Соотношение понятий конструирование - проектирование - инженерия может быть выражено следующей упрощенной схемой:
Рис.2. Соотношение объемов понятий "конструирование - проектирование -инженерия".
"И" - понятие "социальная инженерия", "К" - понятие "социальное конструирование",
"ГГ - понятие "социальное проектирование".
Несколько иную точку зрения мы обнаруживаем у В.М. Розина1: проект задает целостный объект (исходя из социальных требований и исходных установок), а его реализация предполагает конструирование, понимаемое как структурирование и согласование его частей. Проектирование представляет собой научное исследование, постоянное использование научных и инженерных разработок.
Социальное проектирование, таким образом, рассматривается в традиции методологии проектирования, а это означает, что технология социального проектирования должна быть контролируема, то есть должна сознательно строиться на основе представлений методологии проектирования и методологии социальных наук2.
Социальное проектирование определяется как деятельность, в процессе которой осуществляется разработка новых социальных объектов (систем, структур, отношений, процессов) с обязательным методологическим контролем процедур с целью удержания и реализации исходных социальных требований и идеалов. При этом под "социальным" понимается любое целостное явление, изучаемое в социальных науках. Структура проектной деятельности такова: Проектировщик "замышляет" новый объект формулирует предъявляемые к объекту требования => конструирует в соответствии с этими требованиями варианты объекта.
1 Розин В..М. Что такое социальное проектирование?//Философские науки. - 1996. - № 10. - С. 21-28.
2 Тошснко Ж.Т. Социальное проектирование (методологические основы) //Общественные науки. - 1983. - №
1.-С. 63.
19
Конструирование является необходимым, но не достаточным моментом проектировочной деятельности, так как, конструктивная процедура оторвана от действительности и используемая изолированно делает проект не реалистичным и не реализуемым. Конструирование понимается, прежде всего, как представление и подробное описание объекта в сознании проектировщика, не опирающегося при этом на знания социальных наук, а фантазирующего, приписывающего действительности связи и отношения без достаточного основания.
Значимой для нашей работы является мысль о неудовлетворительном в настоящее время состоянии социальных наук с точки зрения их использования социальным конструктором:
• социальные науки описывают главным образом существующее состояние объекта и не способны его прогнозировать;
• социальные знания не учитывают субъективную природу социальных феноменов, а также структуру обыденного сознания людей, что приводит к невозможности объяснять реальное поведение людей;
• социальные знания не определяют детерминанты социальных процессов;
• социальные знания описывают, прежде всего, макропроцессы социального взаимодействия или массовые объективно наблюдаемые явления, а не самодеятельное поведение отдельных людей и малых групп.
Соотношение понятий "социальное проектирование", "социальное конструирование" и "социальная инженерия", с этой точки зрения, может быть представлено следующей схемой.
Рис.З. Соотношение объемов понятий "социальное проектирование", "социальное конструирование" и "социальная инженерия".
"П” - понятие "социальное проектирова ние".
"И" - понятие "социальная инженерия", "К" - понятие "социальное конструирова ние",
- Київ+380960830922