Ви є тут

Идеи социального прогресса в отечественной социологии и их актуализация в современных условиях

Автор: 
Антонова Ольга Геннадьевна
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
292
Артикул:
195193
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
Раздел I. Теоретико-методологические подходы к исследованию
проблемы социального прогресса.............................22
Раздел II. Формирование идей социального прогресса в
субъективной социологии....................................83
Раздел III. Проблема социального прогресса в работах
М.М.Ковалевского и его последователей.....................128
Раздел IV. Богословские представления о прогрессе...........165
РазделУ. Революционные идеи социального прогресса...........192
Раздел VI. Трансформация современного российского общества как
выражение социального прогресса...........................213
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................261
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................268
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего развития, связанным с переходом к новому качеству. Этот процесс оказался трудным и противоречивым, экономическая реформа явно пробуксовывает, общество страдает от хозяйственной депрессии и экономического дефицита, политического взаимонедоверия и социальной поляризации, разгула преступности и правового беспредела. В этих условиях общество как никогда нуждается в целостной концепции развития, видении диалектики процессов, противоречивости их отражения в массовом сознании, в учете плюрализма мнений, выработке научно обоснованных перспектив.
Современная социология функционирует в условиях динамичного роста социокультурного развития, роста социального самосознания различных слоев общества. Эта наука занимает особое место в системе гуманитарного знания, она призвана помочь людям более глубоко осознать свое место в мире, осмыслить сущность происходящих событий. Поэтому природа социологических знаний не может быть чужеродной ценностному содержанию, социальному обоснованию выбора различных парадигм, наиболее полно отражающих закономерные тенденции эволюции общества.
В условиях глобальной трансформации политических и социальных институтов, всей системы социальных отношений возрастает
3
прогресс (новое оказывается более высокоорганизованным, более усовершенствованным, чем старое)1. Тем самым прогресс рассматривается как один из этапов единого и целостного процесса трансформизма (трансмутации). Но здесь автор фактически не определяет особенностей, как самих этапов, так и npoipecca, который выступает всего лишь как усовершенствование старого. Кроме того, не совсем ясно, в чем же заключается различие прогресса в природе и общественного прогресса.
В целом близкую, но не идентичную, точку зрения на соотношение понятий «эволюция» и «развитие» высказал B.C. Крисаченко. В его книге «Философский анализ эволюционизма» отмечается, что «эволюция» значительно уже «развития» и является его реализацией применительно к некоторой ограниченной области действительности. «Развитие - это генезис, становление, превращение фундаментальных форм бытия (форм движения материи); его исходный момент и смысл - появление нового рода предметов. Эволюция же в принципе касается не возникновения нового значительной степени общности (универсального), но трансформации конкретных форм сущего; она есть новообразование в ряду относительно однородных возникших объектов. В работе отмечается, что эволюцию зачастую определяют и через другие категории - «регресс», «прогресс», «становление» и «отрицание» . Это, несомненно, несколько обедняет авторскую интерпретацию и приводит к некоторой односторонности. Но поскольку работа носит в целом философский характер, то автор и не ставил перед собой целью детальное
1 См.: Берг Л.С. Труды по теории эволюции (1922-1930). Л., 1977. С. 43.
2 Крисаченко B.C. Философский анализ эволюционизма. Киев, 1990. С. 19-20.
28
социологическое рассмотрение сущности прогресса и социальной эволюции.
С социологических позиций к анализу сущности понятий «развитие» и «прогресс» подошел выдающийся отечественный социолог М.М.Ковалевский. Вслед за О.Контом, он определял прогресс как «поступательный ход развития общества». При этом он считал, что не во всякий момент общество прогрессирует качественно, уничтожая или сокращая общественные неудачи и увеличивая положительные стороны общежития. М.М.Ковалевский констатировал, что нельзя утверждать, «что развитие идет в смысле излечения общественных недугов и увеличения общественного благополучия. Поэтому гораздо лучше вместо термина «прогресс» употреблять «развитие», так как в понятие «развитие» не входит необходимо переход от худшего к лучшему, составляющий содержание понятия прогресса. Прогресс предполагает усовершенствование, изменение к лучшему, тогда как эволюция говорит о всяком изменении»1.
Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод о том, что понятия «эволюция», «развитие» и «прогресс», «социальная динамика», имея некоторые точки соприкосновения, в самой своей сути различны. Понятие «эволюция» часто употребляется как антитеза застою (стагнации), означает всякое движение или изменение, приводящее либо к усилению какой-либо тенденции, либо к ее ослаблению. Как правило, эволюция - это развитие спокойное и равномерное, что позволяет противопоставить ее революции - резкому повороту в общественной жизни, движению в форме своеобразного "скачка". Если эволюция может и не привести к повышению уровня социальной организации, то развитие
1 Ковалевский М.М. Социология. СПб., 1997. С. 38.
29