Ви є тут

Ситуационно-обусловленные групповые представления о личности : Теоретико-методический аспект

Автор: 
Аймаутова Надежда Евгеньевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276473
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ —............................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИТУАЦИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ....................................................... 15
1.1. Взаимодействия личностей в заданном социальном контексте..............................15
1.2. НЕКОТОРЫЕ ТИПЫ И ОБРАЗЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.................................18
1.3. Механизмы социального взаимодействия..................................................30
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ИЗУЧЕНИИ ГРУППОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТИ ........................... ........................... ..........34
2.1. Культурно-исторический подход к личности..............................................34
2.2. феноменологическое рассмотрение представлений в контексте структуры сознания..........47
2.3. Роль представлений в конструктивистском подходе.......................................55
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА .......................................... 60
3.1. Программная часть эмпирического исследования..........................................60
3.2. Инструментарий и процедуры эмпирического исследования групповых представлений о личностных особенностях участников образовательного процесса........................... 68
3.3. АНАЛИЗ результатов исследования [ТУППОВЫХ представлений о личностных особенностях участников образовательного процесса.....................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................. ................................................ 79
Б И БЛ И О ГР АФИЯ....М...М ••••••..•».....••«■.••■■•(••■••••..•.••(••..м....... ..м.......м...............
Приложение 2............................................................................103
Приложение 3............................................................................106
Приложение 5............................................................................108
Приложение 6............................................................................109
Приложение 7............................................................................110
Приложение 8.......................................................................... 111
Приложение 9............................................................................112
Приложение 10...........................................................................113
Приложение 11...........................................................................114
3
Введение
Актуальность темы исследования. Современный этап развития социологической науки характеризуется все возрастающим вниманием к активистской парадигме личности как «человеку действующему», субъекту, способному во взаимодействии с другими социальными акторами проектировать будущее, исходя из собственных и групповых мотиваций и потребностей. Подобное расширение предметного поля социологии на теоретическом и эмпирическом уровне анализа требует применения междисциплинарного подхода к разработке инструментария изучения деятельности социальной группы, чем и определяется актуальность диссертационного исследования.
В процессе совместной деятельности людей наряду с потребностями, ценностями, целями, установками и т.п., важное место занимают представления, которые участвуют в регуляции поведения и осуществлении социальных функций, в решении различных проблем, в особенности таких, для которых необходимо новое «видение» ситуации, положения в изменившихся обстоятельствах, социальных связях и взаимодействиях. В результате складывается иная система значений, смыслов, оценок - система, осуществляющая определенную «преднастройку» людей на действие. При этом обнаруживается, что представления выполняют не только роль знаний, но и играют функционально-символическую роль. Это важно в связи с необходимостью учета социокультурных условий деятельности группового субъекта. Хотя специальное внимание в диссертации обращается на внутренний контекст совместной деятельности (соответствие групповых ценностей и норм социальной группы потребностно-мотивационным ожиданиям ее членов), условия совместной деятельности людей в ситуационно-обусловленных групповых границах определяют итоговую эффективность конкретной деятельности - как отдельного человека, так и группы в целом.
10
Задачи исследования:
- систематизировать междисциплинарное поле научного изучения личности как активного творческого начала;
- проанализировать существующие подходы к исследованию
групповых представлений о личности в ситуационно заданных деятельностных рамках;
- на основе проведенного исследования студенческих групп (РУДН и ГАСК) проанализировать групповые представления о ситуационноспецифических личностных особенностях участников образовательного
процесса;
- выявить структуру и содержание представлений о ситуационноспецифических личностных особенностях участников локализованного
образовательного процесса;
- проанализировать соотношение оценок, даваемых студентами по поводу ситуационно-специфических особенностей их одногруппников, а также общеличностных и ситуационно-специфических особенностей тех же одногруппников, выявленных с помощью самооценок.
Теоретико-методологическую основу исследования сформировали научные разработки и результаты исследований, полученные в различных областях знания, среди которых можно выделить следующие:
• теоретические работы, посвященные изучению социальных представлений П. Бурдье, М. Вебера, Г. Гарфинкеля, Э. Гуссерля, Э. Дюркгейма, JI. Леви-Брюля, Т. Лукмана, К. Мангейма, К. Маркса, Ч. Пирса, М. Шелсра, В.А. Ядова и др.;
• работы, относящиеся к области методологии социологических исследований Г.С. Батыгина, A.C. Готлиб, И.Ф. Девятко, Т.М. Дридзе,
О.М. Масловой, В.В. Семеновой, Г.Г. Татаровой, Ю.Н. Толстовой, В.А. Ядова и ДР-;
11
• положения феноменологической социологии в работах А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана, и др.;
• фундаментальные положения теории деятельности Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, BJB. Рубцова и др.;
• концепция социальных представлений С. Московичи, а также работы его сторонников: Ж.-К. Абрика, Ж. Дармон, В. Дуаза, Д. Жоделе, Р. Каеза, Ст. Милгрема, Ж. Пешеле, М.-Ж. Шомбар де Лов и др.
Эмпирической базой диссертационного исследования послужили следующие данные.
• 1.Результаты исследования методом анкетирования студентов московских вузов, а именно Российского Университета народов (РУДН) и Государственной Академии славянской культуры (ГАСК).
• 2. Данные опроса школьников, проводимого Кондаковым И.М., Литавриной О.Б. и др. (2003г.) для исследования структуры представлений о ситуационо-специфическом поведении учащихся московских школ.
• 3. Данные эмпирических исследований, выполненных в русле теории социальных представлений, отраженные в работах М.К. Блока, Т.В. Бобрышевой, O.A. Гулевич, Н.В. Долговой, В.К. Зверева, А.И. Лучинкина, Н.И. Нефедовой, A.B. Овруцкого, Л.А. Паутовой, Т.В. Сафоновой, И.Г. Сизовой, М.М. Соколовым, Е.И. Шилкиной и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
- систематизировано междисциплинарное поле изучения групповых представлений о личности в ходе совместной деятельности, а именно: обозначены взаимосвязи его социологических, философских и социальнопсихологических компонентов;