Оглавление
Введение
2
с. 4-19
Глава L Генезис концепций общества в социологической теории XIX -
начала XX века____________________________________________с. 20 - 104
§ 1. Рациональный проект общества Клода Анри де Сен-Симона с. 20-25
§ 2. Модель общества в теории Огюста Конта_________________с. 26- 36
§3, Эволюционная концепция общества Герберта Спенсера______с. 37-50
§ 4. Теоретнко-методологнческое значение понятия общества в
социологии Эмиля Дюркгейма_________________________________с. 51-60
§ 5. Концепция общества Карла Маркса в истории западной
социологии___________________________________________________с. 61-76
§ 6. Социологическое видение социальной жизни Фердинандом
Теннисом: «общность» и «общество»__________________________с. 77 - 85
§ 7. Общество в формальной социологии Георга Зиммеля_______с. 86 - 93
§ 8. Социальное действие Макса Вебера как методологическая
предпосылка интерпретации общества с. 94-101
Основные выводы первой главы с. 102-104
Глава 2. Общество как система
в аналитической модели Талкота Парсонса__________________с. 105-158
§ 1. Системные представления Парсонса и их истоки как условие
описания общества________________________________________с. 105-111
§ 2. Социальное взаимодействие как условие
существования общества___________________________________с. 112- 128
§ 3, Девиантное поведение и социальный контроль как обязательные
компоненты существования общества________________________с. 129 -137
§ 4. Формирование структур социальной системы____________с. 138- 146
§ 5. Взгляд на общество через призму
функциональных императивов_______________________________с. 147 - 155
Основные выводы второй главы_____________________________с. 156-158
3
Глава 3. «Критическая теория общества» и ее постмодернистская
интерпретация с. 159-200
§ 1. «Репрессивное» общество для «одномерного человека»
Герберта Маркузе___________________________________________с. 159-181
§ 2. Постмодернистские концепции общества__________________с. 182-206
§ 2.1 Общество в радикальной постмодернистской
теорие_____________________________________________________с. 182-191
§ 2.2 Умеренная постмодернистская теория: «Индивидуализированное
общество» Зигмунта Баумана_________________________________с. 191-197
§ 2.3 Представление об обществе в «пост-постмодернисткой социальной
теории»____________________________________________________с. 197-204
§ 2.4 Постсовременное общество и прогресс с. 204-206
Основные выводы третьей главы с. 207 - 209
Заключение с. 210 - 212
Список литературы
с. 213-217
20
Глава 1.
Генезис концепций общества в социологической теории XIX - начала XX века.
§ 1. Рациональный проект общества Клода Анри де Сен-Симона.
Анализ общественных концепций есть все основания начать с выдающегося французского мыслителя А. де Сен-Симона, и не только потому, что его ученик, а в дальнейшем и оппонент Конт явился тем ученым, который ввёл название вызревающей в тени философии новой науки, но и потому, что именно Сен-Симон в своих обширных трудах развил идею рационализации и связанного с ней прогресса до уровня научной парадигмы, которая, коренным образом изменила представление об общественном устройстве.
А. де Сен-Симон современник великих социальных катаклизмов, чётко осознавал, что в сознание европейца начинают происходить качественные изменения которые должны, как можно быстрее, найти отклик в реорганизации общества.* Он замечает изменение в социальной структуре и характере ориентации современного ему общества, в котором теперь «правители - лишь администрация общества, они обязаны руководить им согласно с интересами и волей управляемых».1 А. де Сен-Симон предполагает создать общественную стратификацию на основе личной компетентности и способности к управлению. Ни принадлежность к знатному роду, ни монаршая милость больше не должны выступать в качестве оснований стратификационных каналов. На первый план он ставит «воспитание» и «образование», рациональные установки которых должны осваиваться индивидами на ранних этапах социализации. При этом сам «механизм социальной организации»2 подлежал упрощению. Для этого, как полагал французский социальный мыслитель, лишь нужно «... свернуть
* Мы намеренно оставляем за скобками данного исследования религиозно-мессианские идеи Сен-Симона как не имеющие непосредственного отношения к теме диссертации. Очевидно, что Сен-Симон стремился опереться на авторитет религии исходя из прагматических соображений по реализации своего социального «проекта».
1 Сен-Симон А. Избранные сочинения. Т. 1. М.-Л 1958г. С. 436.
: Там же. Т. 2. С. 325.
21
тяготеющее над нашим умом иго политических принципов наших предков»1. Сен-Симон предлагает порвать с традицией, признать искусство администрирования высшим и необходимым условием для обладания властью и передать эту власть профессионалам: «людям науки, искусства и промышленности»2. При этом, он не вкуем случае не отрицает необходимость стратификации и даже не возражает против наличия королевской власти. Но порядок стратификации и её каналы должны быть коренным образом видоизменены. На вершине общественной «пирамиды» должны находиться индивиды, наделённые высшей административной способностью, которая является способностью «... троякого вида: способность людей искусства, способность учёных и способность прохмышленников, совокупное действие которых создаёт все необходимые условия для удовлетворения моральных и физических нужд общества»3.
Управление обществом, по мысли А. де Сен-Симона, должно быть чётко скоординировано. Здесь должен присутствовать и футурологический проект, который предлагают «люди искусства» способные «отнять у прошлого золотой век». Учёные, в свою очередь, «... докажут возможность большого подъёхма благосостояния всех классов общества...». Промышленники же «сосредоточат все свои мысли на производстве ,..»4. Здесь следует отметить, что основная нагрузка по управлению новым обществом, по мысли Сен-Симона, должна лечь все же на «прохмышленников», при чем промышленннков-практиков. В этой связи М. Ковалевский писал: «Сен-Симон придает большое значение переменам в экономических порядках и отводит большую роль промышленникам в предстоящем обновлении общества...»,5 Более того, Сен-Симон настаивает на необходимости отдать приоритет продуктивно-деятельной «способности» перед «теоретической»: «В созданной нами системе на первом плане должна
1 Там же, С. 326.
2 Там же, С 329.
3 Там же, С. 335.
4 Там же, С. 336.
5 Ковалевский М. Социология. Т. 1. СПб. 1910 г. С. 144.
- Київ+380960830922