Ви є тут

Незарегистрированный брак как социальный механизм формирования брачно-семейных отношений в российском обществе: методология социологического анализа

Автор: 
Воеводина Юлия Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294180
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Брачио-семейные отношения как объект социологического анализа 20
1.2. Незарегистрированный брак как механизм формирования брачно- 64 семейных отношений
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО БРАКА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Методические особенности исследования незарегистрированного 108 брака
2.2. Влияние незарегистрированного брака на характер брачно- 137 семейных отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 193
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 200
ПРИЛОЖЕНИЯ 215
Приложения 1.1.-1.5- Коллажи
Приложение 2. Отборочная анкета
Приложение 3. Бланк глубинного интервью
Приложение 4. Гайд проведения фокус-групп
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования связана с изменениями, происходящими на протяжении всего XX столетия в сфере брачно-семейных отношений. Эти изменения фиксируются показателями демографической статистики, такими как: снижение показателей рождаемости, увеличение частоты разводов и снижение уровня брачности, нуклеаризация семьи, уменьшение числа детей в семье, рост альтернативных семейных форм, в том числе незарегистрированных браков и неполных семей, и, наконец, повышение коэффициента внебрачной рождаемости.
Изменения в сфере брачно-семейных отношений связаны с фундаментальной трансформацией системы ценностных ориентаций и социально-психологических предпочтений индивида, с ростом индивидуализации, с размыванием системы поведенческих норм в данной сфере. Выдвигается предположение о том, что трансформацию переживает сама культурная модель сексуального партнерства и парных.союзов, в основе которой лежит кардинальное изменение семейных ценностей. Этому способствует ряд социальных предпосылок, имеющих общемировой масштаб, а именно: смешение традиционного распределения гендерных ролей как в семье, так и вне ее; развитие рыночных отношений, рационализация всех сфер жизнедеятельности общества, и, как следствие, увеличение роли материальных благ в общественных отношениях; «выход» женщины из семьи на рынок труда, ослабление ее экономической зависимости от мужчин и рост притязаний к будущему супругу. Это приводит к тому, что утрачивается традиционная монополия на брачный выбор, усложняется поиск партнера, растет автономия от социальных общностей, «усиливаются гендерные и межпоколенческие конфликты, что обуславливает дистанцирование обоих полов от каких-либо брачносемейных зависимостей»1.
1 Беляева Я.В. Состояние и динамика отношения молодежи к незарегистрированному браку: дисс...канд. соииол. наук. - М., 2008.
3
отношений между брачными партнерами, складывающихся в процессе их совместной жизнедеятельности1.
Брачно-семейные отношения с одной стороны, санкционированы брачным статусом партнером, предопределяющим их права и обязанности по отношению друг к другу, а с другой^ - основаны на межличностных отношениях партнеров, то есть на отношениях, обусловленных их личностными качествами, а не формально предписанными ролями и функциями .
В структуре брачно-семейных отношений выделяют:
• отношения между супругами (партнерами);
• отношения между родителями и детьми;
• отношения с другими родственниками.
В данной работе анализ брачно-семейных отношений будет сконцентрирован, прежде всего, на отношениях между супругами (партнерами), так как именно отношения между ними- являются ядром всего возможного спектра брачно-семейных отношений3.
Брачно-семейные отношения и их формирование обусловлены большим количеством факторов - от психологических особенностей партнеров до социально-экономической ситуации в стране. Специфика социологического подхода к анализу брачно-семейных отношений заключается в том, что семья и брак анализируются с точки зрения функционирования как подсистемы общества, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, т.е. на семейном образе жизни4.
Сегодня теоретическое исследование брачно-семейных отношений представлено разрозненными и зачастую конфликтующими методологическими парадигмами, ставшими уже традиционными.
1 Обозов, H.H. Как назвать наши отношения. - М.: Облик, 2001
2 Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 1-2 / Пер. с англ. - М.: Вече, ACT, 1999
3 Лисовский B.T. Молодежь: любовь, брак, семья. - СПб.: Наука, 2003
4 Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи. - М.: Изд. МГУ, 1996
21
Современное состояние семьи и брачно-семейных отношений рассматривается одними исследователями с позиции кризиса моногамной семьи1 (парадигма институционального кризиса), другими - с позиции трансформации семейных структур (модерн истекая, прогрессистская парадигма, парадигма здравого смысла).
Кризисная парадигма
Согласно теоретической концепции «кризиса» семьи, современные семейные отношения развиваются в направлении их все большей дезинтеграции и дегуманизации. Это связано, с одной стороны, с нестабильным состоянием экономики, политики, идеологии в стране, а с другой - с прогрессирующим «падением» морали и нравственности поколений, выходящий на арену истории. Кризисом семьи, по мнению представителей данного теоретического направления, может быть назван «ценностный конфликт личности и общества относительно рождения и социализации детей, выливающийся в невыполнение репродуктивной и социализационной функций семьи, сопровождающийся ослаблением семьи как союза родственников (процесс нуклеаризации), союза родителей и детей (процесс коныогализации и девальвации семьи, детей родительства), союза супругов (процесс индивидуализации, автономизации Я), ослаблением триединства родства-родительства-супружества из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей
л
(процесс замены семьецентризма эгоцентризмом) ». Невыполнение семьей необходимых функций является следствием кризиса семейных ценностей и общим ценностным кризисом в обществе: семейные ценности (в частности, ценность многодетной семьи и стабильность брака) заменяются ценностями, связанными с личными устремлениями людей, что приводит к дисбалансу в обществе между потребностью общества в воспроизводстве и социализации
1 Моногамная семья — ото семья, основанная на законном браке и позволяющая иметь только одного супруга
2 Антонов, Л.И., Мсдков, В.М. Социология семьи. - М.: Изд. МГУ, 1996
22