2 •
Оглавление
Введение ...........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования правосознания в социологии.........................................16
§ 1. Предыстория теоретико-социологических исследований право-
сознания в истории социальной философии...............................16
§ 2. Проблемы исследования правосознания в истории русской и зарубежной социологии Х1Х-ХХ вв.........................................30
§ 3. Правосознание как системное образование: проблемы методологии комплексного междисциплинарного исследования в современной социологии.....................................................61
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ..........................81
§ 1. Особенности формирования правового сознания в процессе социализации личности на рубеже ХХ-ХХ1 вв...............................81
§ 2. Анализ социальных причин деформации правового сознания
личности .............................................................110
§ 3. Правовые ценности в современном обществе и их роль в формировании правосознания личности ....................................129
Заключение...........................................................158
Библиография.........................................................162
Введение
Актуальность темы исследования в первую очередь обусловлена сложностью и многоплановостью процессов интеграции России в мировое сообщество и возникающей в связи с этим необходимостью переоценки места личности в обществе и в государстве. Практические задачи развития гражданского общества в России определяют необходимость реализации новых подходов к фундаментальным вопросам отношения личности и общества, адаптации личности к изменчивым социальным процессам, к общим проблемам ее формирования. Современная социологическая наука должна дать адекватный ответ на этот социальный запрос.
Определяющие тенденции трансформации российского общества в начале XXI в. в значительной мере связаны с развитием правового государства, когда право становится одним из важнейших социальных институтов, активно воздействующих на личность. Особенно значима его функция по инсти туционализации социальных ценностей и норм, складывающихся в процессе социализации личности, в процессе ее взаимодействия с другими людьми, с органами государственной власти и общественного самоуправления. В условиях правового государства и гражданского общества правосознание становится, фактически, основным опосредствующим звеном субъективных и объективных форм взаимодействия личности, общества и государства.
Катализатором этих тенденций выступают глобализационные процессы, ведущие если не к ослаблению действия принципов государственного суверенитета, сложившихся в эпоху Модерна то, по крайней мере, к глубокой модификации форм их реализации (Ю. Хабермас). Соответственно, все более усиливается роль права в национально-государственной самоидентификации личности. В условиях нарастающей всеобщей партикуляризации на первый план начинает выходить социальная функция права, характеризующая его как один из важнейших и устойчивых ориентиров легальности действий и поступков человека. И наоборот, действенность права, эффективность механизмов его реализации в обществе все в большей степени определяется степе-
16
Глава 1
Теоретико-методологические основания
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
§ 1; Предыстория теоретико-социологических исследований правосознания в истории социальной философии
Разработка проблематики правосознания (хотя и без введения соответствующего термина) в европейской общественной мысли восходит ко временам античности. И это не случайно. Уже разви тие ранних форм полисной демократии предполагало формирование у населения полиса качеств гражданственности. На это вполне определенно указывал Гераклит. «Парод, — говорил он, — должен сражаться за закон, как за свои стены»1. Как утверждал Гераклит, человеческое своеволие следует всегда гасить скорее, чем пожар. К сожалению, люди с их слабым рассудком получают лишь незначительную часть разумности Космоса. Большая часть из них, как правило, далеки от предписаний Логоса. К тем, кто наиболее слеп и глух, высший космический закон поворачивается своим древним, устрашающим ликом. Рок обнаруживает свои наказания на тех, кто не способен ценить порядок и гармонию, а сеет вокруг себя несчастья и преступления2.
«Самостоятельное философское выяснение оснований нравственности и права было выдвинуто в Греции впервые собственно в половине пятого века софистами»3. «Они первые отнеслись критически к установившимся традиционным началам права и нравственности, и тем вызвали необходимость их общего научного объяснения и обоснования»'. Софисты первыми стали систематически преподавать законы, считая, что добродетельным гражданином может быть лишь тот, кто знает законы. Так, софист Антифонт, утверждал,
1 Маковельский А. Досократики. Казань, 1919. Ч. 3. С. 36.
2 Подробнее см.: Фрагменты ранних греческих мыслителей. М., 1989. Ч. 1. С. 178-256; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
КоркуповА. М. История философии права. СПб., 1896. С. 10.
4 Там же.
17
что справедливость заключается в том, чтобы не нарушить законы государства, в котором состоишь гражданином, и, зная, подчиняться им5.
Сократ считал сознательное повиновение законам одной из важнейших добродетелей. Отказываясь от побега из тюрьмы, он оправдывал свой выбор именно ссылкой на необходимость подчиняться законам независимо от того, полезно их действие для человека или нет.
Платон разработал концепцию воспитания законопослушного гражданина, имеющего в образе справедливости представление об идее права как единого целого. Сама идея справедливости производна от высшей идеи — идеи блага. Идея блага, но Платону, есть то, что «...придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать...»6. Ес знание является самым важным знанием, ибо «...через нее становятся пригодными и полезными справедливость и все остальное...»'. Тем самым Платон, фактически, указывает нам на интегративный характер правосознания: единство нравственного и правового сознания в конечном итоге задается созерцанием единой идеи абсолютного блага.
В идеальном государстве Платона имеет место взаимное сосуществование сословий и их естественное сотрудничество, которое обеспечивает стабильный правопорядок в государстве и позволяет ему достигать своей высшей цели — справедливости. Такое государство для Платона представляет собой продолжение идеального Космоса, земное воплощение требований Логоса.
То, о чем ставит вопрос Платон, представляет собой, в сущности идеальное право, то есть умозрительную конструкцию, дающую ответы на вопросы о том, каким должно быть право, какова-его наиболее безупречная модель. И здесь его мысль неизменно уходит в метафизическую сферу, в мир идей как идеальных образцов для подражания, в мир должного в его чистом виде. Из этого мира следует, по его мнению, воспринимать эталоны и крите-
5 Литология мировой философии. М., 1969. Т. 1.4. 1. С. 321.
6 Платон. Сочинения: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 291.
7 Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 4. С. 286.
- Київ+380960830922