2
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ........................................3
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ.....................16
РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕХАРАКТРИСТИКИ
СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ.....................61
РАЗДЕЛ 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ
ВРЕМЕНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ........103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................142
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................147
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В обществе действует объективный закон возрастания ценности времени как результат ускорения общественного развития: Актуальность и верность этого положения сегодня доказывает сама жизнь.
Движение российского общества к рыночным отношениям сопровождается видимым, хотя и неравномерным ускорением социальной изменчивости всех сфер жизни общества, актуализирует давно замеченную исследователями ценность времени и связанных с ним социальных процессов, обостряет проблемы необратимости, постепенности, стабильности социальных изменений, ибо чем быстрее идет процесс развития обществ;!, тем большую ценность приобретает время1. Бет учета фактора времени нельзя понять и оценить состояние общества.
Вся реальная жизнедеятельность людей протекает во времени. Взаимоотношения всех социальных институтов, всех социальных систем имеют темпоральный аспект. Любая система социального порядка, се структура всегда организована во времени. Каждый из людей, социальных групп выполняет в ней специфическую роль, особые функции, причем выполняет их в рамках определенною интервала времени, в определенном ритме и темпе, измерителем которого является сегодня не столько пространство, преодолеваемое техническими достижениями человечества, сколько время.
Усиление значимости социального времени в обществе предполагает и углубление знаний о нем, о его роли в сложных разнонаправленных многоуровневых социальных процессах. Однако линейная модель однонаправленного, одномерного и бесконечного времени, чаше всего применяемая в социологических исследованиях, не позволяет адекватно объясним» динамику происходящих перемен и настоятельно требует
1 См.: Листвина Н. И. Время и общественное развитие ПI(риншш развития. Саратов. 1972. С. 227.
15
отражены автором в шести публикациях, излагались автором на ежегодных научных конференциях социологического факультета Саратовского государственного университета.
Структуры диссертации. Диссертация состоит из введения, грех разделов, заключения и списка использованной литературы.
16
РАЗДЕЛ 1.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
Время, как и пространство, является универсальным контекстом социальной жизни. Его единое понимание имеет существенное значение для социальной организации общества, т.к. индивиды вынуждены упорядочивать свою жизнь с целью достижения коллективных целей. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость учета темпор&тьных характеристик при социологическом изучении общества’0. Любое социальное взаимодействие расположено во времени и не может быть понято и осмыслено вне пространственно-временных позиций. Это повлекло за собой, как сформулировал Энтони Гидденс, итерирование времени в социальную теорию21. Сегодня этот интерес обусловлен актуальностью проблем социальных изменений, неразрывно связанных с темой времени. На это обстоятельство указывает, например, П. Штомпка. “Само переживание времени, и идея времени, - пишет он. — вытекают из изменения природы реальности”22.
Общество невозможно представить себе вне процессов функционирования, изменения и развития, которые протекают во времени. Циклы функционирования, этапы развития общества, его структур, и отдельных людей характеризуют движение данного объекта и являются но сути темпоральными21. Однако в отечественной социологической теории и практике
" См., например: Ежов О Н. Овтология социального времени. Саратов.2000; Листвина Н. И. Время и общественное развитие // Принцип развития”. Саратов. 1972; Мельникова Н.М. Поколение как общссоциологичсская категория.// Философские науки. 1974. Л? 3. С.54-65; Орлов ГМ 1. Свободное время как социологическая категория. Свсрдловск.197Г.
21 См.: Гидденс Э. Социология. Челябинск. 1991. С. 19—24. п См. Штомпка Г1. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 67.
Хаидспер, когорый впервые внел этот термин, писал о темпоральной организации человека, от психики, мышления, способа организации жизни и понимания бытия, и различал внутреннее /временность/ и внешнее /гемиоральность/. // Хаидспер М. Бытие и время. М. 1999. С-401 - Однако здесь мы употребляем эти слова как близкие по смыслу.
- Київ+380960830922