Ви є тут

Инновационные информационные технологии в высшей школе : Социол. аспект

Автор: 
Мельникова Нина Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000204345
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение _______________________ :_______________________ 3
Раздел I. Инновационный характер преобразований в высшей школе на современном этапе_______________________________________________ 13
Раздел 2. Система информационных технологий в высшей школы _ 51
Раздел 3. Социологическое исследование диффузии информационных
технологий ______________________________________ 83
Заключение------------------------------------ —--------------- 117
Список использованной литературы_______________________________ 120
Приложение _________________________________________ 133
з
Введение
Развитие электроники в последней трети XX века подвело человечество к новой фазе исторического развития - информационному обществу. Уровень производства, распространения и потребления информации и знаний является одной из основных характерисгик человеческого общества на всех фазах его развития. Интуитивно, а затем и целенаправленно чаегь усилий общества всегда тратилась на совершенствование содержательной, технологической и социальной составляющих этого процесса. І Іережив уже три информационные революции, обусловленные соответственно появлением речи, письменное™, печатной книги, человечество сейчас стоит на пороге четвертой, связанной с властным вторжением компьютерных информационных технологий (ИТ) во все сферы жизнедеятельности общесгва.
Каждая истерическая эпоха связана с определенной технологией, а использование новой технологии преобразует общество, в котором она зародилась1. В ходе истерического развития происходит асимптотическое приближение к «истинному знанию», хотя встречаются исключения из этого правила. Так. драматическое развитие генетики в СССР красноречивое свидетельство тому, как смена парадигмы этой науки в 30-х годах привела не только к изменению научной и учебной литературы, но даже к физическому устранению носителей этих знаний, в результате чего целое поколение ученых, студентов было вырвано из контекста мировой науки. Однако многие зигзаги, встречающиеся на сравнительно длинном истерическом пути науки взаимно компенсируются, проявляя главную тенденцию ее развития - производство нового, все более соответствующего изучаемой реальности, знания, необходимого для использования сил природы и разумной организации общества. Последствия внедрения ИТ в различные социальные институты в настоящий момент не очевидны, с ними связываются как нереалистичные ожидания, гак и пессимистические оценки. В любом случае ясно, что изменения произойду!, и необходимо оценить их перспективы
1 Boiler J. D. Turiiig's man: Western culler in the Computer agc.-L: Duckwotth, 1984 - 264 p
12
4. Информатизация высшей школы является инструментом ее кардинальной перестройки на пути преодоления кризисного состояния и формирования новой парадигмы высшей школы. Мод воздействием информационных технологий идет становление новых форм обучения, изменение его средств и методов.
5. Диффузия информационных технологий в высшей школе в терминах теории диффузии инноваций Э. Роджерса, в мировоззренческом аспекте оценивается уровнем ’’позднее большинство”, в материально-техническом аспекте оценивается уровнем "раннее большинство", в ремесленном аспекте - уровнем "ранние инноваторы".
6. Масштаб и значение инновационных информационных технологий повышают требования к управлению этим важным социальным процессом, оказывающим активное воздействие на эффективность системы высшей школы.
Научные резулыаты, полученные при работе над диссертацией, могут быть использованы при подготовке учебных материалов для курсов, связанных с изучением социальных последствий компьютеризации современного общества, в развитии инфраструктуры ИТ, в научно-практической деятельности по разработке и внедрению компьютерных приложений, обеспечивающих процесс обучения в системе 1311].
13
Раздел 1. Инновационный характер преобразований в высшей школе на современном этапе
Термин ’’парадигма", рассматриваемый как исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследований, господствующих в течение некоторого исторического периода в научном сообществе1, был предложен Т. Куном сравнительно недавно, но уже прочно укоренился в научном лексиконе. В своей, ставшей классической, работе “Структура научных революций” он предложил модель описания жизненного цикла развитая науки, в котором выделил четыре основных этапа: нормальная наука, аномалия и кризис, зарождение новой парадигмы, становление парадигмы1. На этапе нормальной науки ученые решают задачи, состав и пути разрешения которых, предопределены содержанием установившейся парадигмы. Как правило, подобные периоды спокойного, эволюционного развития науки являются наиболее успешными и продуктивными. В это время устоявшихся представлений происходит типичная "аберрация зрения", когда возникает ощущение, что настоящее есть незыблемое, постоянное, осененное традицией, на которое нельзя покушаться и с кагорым следует обращаться с большим пиететом. Но постепенно накапливаемое знание неминуемо приводит к расшатыванию и ломке ограничений, обусловленных действием парадигмы, несоагвстствию полученных результатов догматам и невозможностью их объяснения или использования в рамках принятых научных концепций. В недрах научного процесса постепенно созревают парадигматические изменения, лаконичное и емкое определение этому процессу дала А. Ахматова: «Как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет». Развитие науки входит в этап аномалии и кризиса, когда подвергаются критике принятые научные теории и критерии отбора значимых фактов, изменяется их научная ценность и трактовка. Кризисное состоя-
1 СошпскиЙ энциклопедический словарь/ Гл. ред. Л.М. Прохоров - 4->г»л.- М.: Сои -чпопшопсДня, 1989,- 1632 с.