Ви є тут

Социология русского консерватизма

Автор: 
Монастырских Геннадий Петрович
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
195176
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.............................................................3-18
Глава I. Теоретике» - методологические проблемы
социологического анализа русского консерватизма
1.1. Русский консерватизм как предмет
социологического исследования............................19-28
1.2. Идейно-теоретические истоки и социокультурные
основания русского консерватизма.........................29-39
1.3. Культурно-исторические особенности и периодизация русского консерватизма............................................40-47
Глава II. Формирование социологии русского консерватизма
2.1. Образы социальной реальности в русском предконсерватизме:
Екатерина II, М.М. Щербатов..............................48-82
2.2. Формирование социально - политических ценностей
русского консерватизма: Н.М. Карамзин......................83-96
2.3. «Россия» и «Европа» в философии истории П.Я. Чаадаева 97-113
2.4. «Романтический консерватизм» ранних славянофилов 114-143
Г лава 1П. Социологическое обоснование русского консерватизма
3.1 Социологические идеи концепции культурно-исторических
типов Н.Я. Данилевского..................................144-160
3.2. Социология хозяйственной жизни С.Н. Булгакова...........161-171
3.3. Политическая социология русского неоконсерватизма:
И.А. Ильин.............................................172-193
Глава IV. Ценности консерватизма в постсоветской России
4.1. Ценностные ориентации и социальная дифференциация в
постсоветской России...................................194-204
Заключение
Литература.
240
246
Введение
Актуальность темы. Исследование социологических аспектов отечественной консервативной мысли представляется важным по меньшей мере в следующих отношениях. Во-первых, тема актуальна в теоретическом отношении. Современная социология характеризуется сложностью предмета исследования, огромным объемом изучаемого материала. В силу этого особую значимость приобретает изучение основных парадигм социологического знания, которые предопределяют способ видения и осмысления тех или иных проблем социологического анализа и оценки факторов развития человека и общества. Либеральные и радикальные парадигмы социологического знания изучены достаточно полно как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Консервативная парадигма осмысления социокультурных реалий в конкретном историческом пространстве и времени приобретает сегодня особую актуальность и значимость. Имеющаяся на сегодняшний день научная литература, посвященная осмыслению феномена русского консерватизма, в подавляющих случаях носит историко-исследовательскую, политологическую, социально-философскую направленность.
Социологический анализ процессов взаимосвязи, взаимопереходов социального и политического, в центре которых находится сам человек с его экономическими, национально-этническими, социальными, политическими, культурными, религиозно-нравственными, психологическими и иными характеристиками, представлен работами А.О. Бороноева, П.И. Смирнова, О.Л. Гнатюк, А.М. Руткевича и др.1 И.А. Голосенко в статье-рецензии на книгу Н. Новикова «Социология в России» отмечает, что, по мнению Н. Новикова, «социальный запрос на социологию исходил вначале из двух оппозиционно настроенных к царизму лагерей русской общественно-
1 См. Воронове А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьба страны. Изд. 2, доп. СПб., 2000;. Смирнов П.И. Социология личности; Учебное пособие. СПб., 2001; Гнатюк О.Л. И.Б. Струве как социальный мыслитель. СПб., 1998.
• выявить идейно-теоретические истоки и социокультурные особенности русской формы консерватизма в сравнении с европейским консерватизмом;
• определить основные направления и периоды исторического развития политической социологии российского консерватизма; уточнить характер преемственности этих периодов;
• установить и проанализировать основные подходы к пониманию сфер жизнедеятельности человека и общества в политической социологии русского консерватизма;
• реконструировать аксиосферу русского консерватизма, выделить её базисные ценности и антиценности в сравнении с аксиосферой русского либерализма и радикализма;
• оценить характер и степень востребованности современного русского консерватизма, а также возможные перспективы его развития.
Термин «консерватизм» многозначен. В словаре «Современная западная социология» (М. 1990) дается следующее определение: «Консерватизм (от лат. сопьегуаге - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности». Приведенное определение явно недостаточно, поскольку не охватывает, во-первых, всего, что выходит за рамки политических идеологий, во-вторых, консерватизм здесь замыкается в рамках морально-правовых оснований (нация, религия, брак, семья, собственность). «Большой толковый социологический словарь» (М., 1999) дает иной подход к определению консерватизма. Консерватизм в первом значении предстает как «социальная и политическая доктрина, защищающая учреждения и социальные ценности существующего порядка». Второе значение этого термина связывается здесь с
25
«относительно устойчивым характером политических приверженностей в поддержку статус-кво», т.е. понимается как политика, «стремящаяся скорее сохранять или подновлять социальную ткань». При этом консерватизм во втором значении рассматривается как противоположность радикализму 9.
Термин «консерватизм» используется автором в четырех основных значениях: 1) социальная и политическая доктрина; 2) соответствующий этой доктрине тип политики; 3) течение общественной мысли, во многих аспектах противостоящее либерализму и отрицающее все формы радикализма; 4) система ценностных ориентаций, лежащих в основании консерватизма как определенного мировоззрения, доктрины и политики. Основной смысл понятия «консерватизм» видится автору в своеобразной системе ценностей, не сводимой ни к одной из существовавших и существующих идеологий. В этом смысле консерватизм сам по себе представляет относительно самостоятельную систему взглядов, имеющую социокультурные, экономические, политические основания и специфическую аксиосферу. Автор не склонен к расширительной трактовке консерватизма исключительно как феномена социальной психологии, хотя и признает важность учета социально-психологических факторов в формировании консервативной системы ценностей. Как верно отмечает В.Ф. Пустарнаков, безбрежно расширительные трактовки либерализма и консерватизма «закрывают путь к адекватному представлению как о русском либерализме вообще, так и о либеральном консерватизме, в частности». При таком подходе, продолжает он, «в число русских либералов включаются даже венценосные самодержцы» ,0.
Методологическим основанием осмысления консерватизма как специфической системы ценностей и идеологии выступает, по мнению автора, «органическая теория», разрабатывавшаяся в трудах русских последователей Шеллинга (прежде всего в работах В.Ф. Одоевского, ранних славянофилов,
9
См.: Большой толковый социологический словарь: В 2 т. Т. I. М., 1999. С. 321.
26