Ви є тут

Психологическая социология Габриэля Тарда

Автор: 
Загребина Анна Валериевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
195136
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание.
Введение. Л
Глава 1. Теория Г.Тарда в контексте социологии во II пол. XIX в. во Франции. 3
1.1. Основные тенденции развития социологического знания во Франции во II пол. XIX в. 3
1.2. Предпосылки возникновения психологической социологии Г.Тарда. ^7
1.3. Идейно-теоретические истоки социологии Г.Тарда. 2 2
Глава 2. Социологическая концепция Г.Тарда. Ц С
2.1. Предмет, задачи и метод социологии. ^ ^
2.2. Теория общества. 58
2.3. Законы подражания как универсальные законы социальной жизни. 6 2
2.4. Общество как объект «интерментальной» психологии.
2.5. Новаторские идеи Г.Тарда. 4 V3
Заключение.
Литература и источники.
пэ
4гз
2
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования.
Актуальность настоящего диссертационного исследования можно сформулировать в нескольких положениях:
1)В отечественной литературе не существует работ, посвященных критическому анализу социологии Г.Тарда. Современная российская социологическая мысль незаслуженно игнорирует влияние Тарда в социологии. Тем не менее, этот выдающийся ученый, сказавший в свое время новое слово в науке, заслуживает и сегодня внимания социологов.
2) В свое время некоторые выдающиеся социологи отметили заслуги Тарда в социологии. М Вебер положительно отзывался о теории подражания Тарда. Ф.Теннис находил интересной тардовскую концепцию подражания и вслед за Тардом говорил о подражании в моде. Ю.Хабермас отметил, что Тард одним из первых осуществил надлежащим образом анализ общественного мнения. Американские социологи считают Тарда одним из ученых, определивших развитие социологии и социальной психологии в США. Русские социологи - М.М.Ковалевский,
Н.К.Михайловский, Е.В.Де Роберти уделили много внимания анализу концепций Тарда. Современный французский социальный психолог
С.Московичи говорит о первооткрывательской роли Тарда в социологии, т. к. он в качестве гипотезы выдвигает примат средств коммуникации над всеми инструментами. Современные французские социологи Р.Будон, Ф.Буррикод в своем социологическом словаре ссылаются на Тарда как на авторитетного исследователя. Все это позволяет говорить об актуальности тардовского научного наследия для социологии.
3)Социология Тарда имеет ряд особенностей, придающих ей актуальность и сегодня. В условиях современной технизации общества одной из задач общественных наук является актуализация
11
поиска источников информации, попыток создания теории, методологии новой тогда науки. Столь калейдоскопическое разнообразие направлений поиска способствовало развитию критики, полемики, оттачиванию научных парадигм. В то же время, это показывало отсутствие твердой научной почвы у социологии. Многие французские ученые того времени выдвинули идеи, получившие развитие в дальнейшем. Одним из таких ученых был Фредерик Ле Пле (1806 - 1888), оказавший влияние и на Г.Тарда. Его социология была ориентирована на конкретные исследования с целью основания ее на исследованиях объективных и точных. Его знаменитые исследования семьи рабочего («Европейские рабочие», 1855) положили начало монографическому методу в социологии. Автор французского учебника по социологии середины ХХв. А.Юовье отмечает, что своим методом социальных исследований Ле Пле и его последователи открыли путь, по которому социология двигается сегодня, кладя в основу действительно научную «социографию»./5 8,р.27/
Описательная социология, или социография, работа с полевыми данными, собранными в ходе наблюдений получают признание у социологов и антропологов как во Франции, так и в других странах.
У Ле Пле главные методы исследований - количественные, статистические. Это является свидетельством проявления одной из главных тенденций развития социологического знания того времени, а именно - стремления к построению теорий на фактическом материале. Статистика во Франции на протяжении XIX в. имела особое значение для социальных наук, чему способствовало ее развитие в стране для нужд государства.
Общим для различных эмпирических социальных исследований был интерес к достоверным отчетам с фактической информацией. Но эти отчеты стояли в стороне от современной эмпирической социальной науки из-за отсутствия систематических объяснений. Нельзя сказать, что у таких

12
отчетов не было направляющей основы. Но она состояла не из теоретических утверждений, а из доминирующих убеждений политических лидеров. Основные концепции вероятного источника социального зла и соответствующих решений исходили в основном из неофициальных источников. /56,р.124/
XIX век для Франции - период политических экспериментов, поэтому социальные теории должны были служить поддержкой тех или иных программ реформ. Революционное значение для социальных наук имела постановка под вопрос основополагающих убеждений буржуазии. Но постепенно социальная теория перестала быть частью политических доктрин. Ученые стали стремиться создать действительно научную дисциплину.
Со временем вырос сбор специализированных фактов (например, в области сельского хозяйства), появились специализированные статистические бюро. Многие усовершенствованные анализы постепенно стали связывать со специальными социальными теориями. Со своей стороны, сторонники социальных теорий искали фактическую и систематическую поддержку своих идей. Выдающимся образцом такого соединения теории и эмпирических исследований является «Самоубийство» Э.Дюркгейма.
В XIX в. статистика рассматривалась как главная наука, которая пытается сформулировать количественные социальные законы. Но вскоре стало очевидным, что она не может заполнить некий интеллектуальный вакуум.
В второй половине XIX в. использование статистики в социальных исследованиях было общепринятым. Многие социологи часто сочетали традиционные теории с эмпирическими, количественными
исследованиями. Наиболее выдающимся образцом такого соединения