2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения влияния общества на
формирование избирательных систем...................................13
§1. Теоретико-методологические основания изучения избирательных
систем............................................................13
§2. Социальные механизмы формирования и функционирования
избирательных систем..............................................48
Глава 2. Становление избирательной системы России........93
§1. Влияние трансформации социальной структуры российского общества
на субъекты, формирующие избирательную систему России....93
§2. Особенности формирования и функционирования избирательной
системы современной России.......................................118
Заключение.........................................................155
Библиография.......................................................159
Приложение.........................................................174
3
Введение
Актуальность исследования
Последние пятнадцать лет российское общество переживает процесс глубокой социальной трансформации. Исчезают старые и возникают кардинально новые социальные институты, изменяется стратификационная структура, а, следовательно, формируются новые социальные слои и группы, определяется их роль в преобразовании общественных отношений и механизмы взаимодействия между ними, изменяется ментальность представителей данных социальных слоев.
В этих условиях складывается одна из важнейших сфер общественной жизни, которая связана с выборами в органы государственной власти -российская демократическая избирательная система, призванная
обеспечивать адекватное и пропорциональное представительство в органах публичной власти интересов всех социальных слоев общества. Но реальное функционирование такой системы зависит от социального контекста, формирующего эту систему, и в котором это функционирование происходит. Другими словами, оно зависит от воздействия общественных групп и социальных институтов на элементы, составляющие избирательную систему. Различные социальные группы формируют механизмы, которые могут приводить к надлежащему или ненадлежащему действию российской избирательной системы, способствовать ее демократическому функционированию или извращать и деформировать его. Ненадлежащее
функционирование избирательной системы приводит как к отказу от участия
*
в выборах значительного процента населения страны, так и к голосованию за кандидатов, явно не защищающих интересы своих избирателей, т.е. к нелегитимности выборных органов. Все это, безусловно, ведет к неадекватности представительства различных социальных слоев в органах государственной власти. Поэтому, встает законный вопрос о том, какие механизмы способствуют правильному функционированию избирательной
16
объектов, изучаемых естественнонаучными дисциплинами, изменение структуры которых приводит к превращению их в другие, в гуманитарных науках исследователь имеет дело с объектами, которые изменяют свой характер на противоположный без изменения структуры. К примеру, характер и направления деятельности парламента меняется в зависимости от изменения соотношения в нем представителей тех или иных социальных слоев.
Представители другого направления в социологии - социального конструктивизма или микросоциологии настаивают на приоритетном изучении области непосредственно наблюдаемого социального взаимодействия, механизмов интерпретации сферы повседневной реальности. Подчеркивая большую роль субъекта в сохранении, воспроизводстве и развитии действительности, они дают инструменты для изучения важной стороны социального объекта. Однако, абсолютизируя такой подход, признавая его единственно правильным, а данный уровень микросоциологии единственно реально существующим и фундаментальным, сторонники социального конструктивизма рассматривают макросоциологические явления как неправомерные абстракции, реальность которых нельзя эмпирически доказать.
Петр Штомпка описывает данное направление в социологии следующим образом: «В этой парадигме общество рассматривается не как существующий независимо от деятельности людей естественный объект, а как сложный продукт человеческой активности, сознания или система ориентаций в мире, которая может быть понята лишь при условии принятия во внимание качественных характеристик и повторяющихся образцов, привнесенных самим актом создания этого продукта»4.
Еще более ярко представить суть данного подхода можно исходя из определения данного А. Шюцем: «поле, наблюдаемое социальными
учеными, научная реальность, имеет специфические смысл и структуру
4 Штомпка П. Социология социальных изменении. М., 1996.
17
соответствия для живущих, действующих и мыслящих в ней человеческих существ. Путем серии построений здравого смысла они предварительно отобрали и проинтерпретировали этот мир, который ими воспринимается как реальная повседневная жизнь. И именно эти мысленные объекты определяют их поведение, мотивируя его. Мысленные объекты, сконструированные обществоведом для того, чтобы понять социальную реальность, должны базироваться на мысленных объектах, сконструированных здравой мыслью людей, живущих своей обыденной жизнью в своем социальном мире. Таким образом, конструкции социальных наук являются, так сказать, конструкциями второго порядка, конструкциями конструкций, созданных актерами на социальной сцене»5.
Согласно данным определениям, социальный конструктивизм акцентирует внимание на искусственном происхождении элементов социальной структуры в результате более или менее сознательной деятельности людей и социальных институтов. Абсолютизация этого подхода ведет к чрезмерному субъективизму: все в обществе оказывается сконструированным ничем неограничиваемыми людьми, что порождает иллюзию их полной свободы.
Подобная детальная разработка психологических аспектов социального действия при забвении других его сторон приводит к психологизации социологической теории.
Эти преимущества и недостатки исследовательских подходов есть отражение двойственности и противоречивости самой социальной действительности, и в частности социальных механизмов формирования избирательной системы.
В этой части социальной действительности все связи и взаимодействия между социальными институтами и индивидами максимально деформированы и не носят автоматического характера. Исследователи часто
5 цит. по Ильин В. Теория социального неравенства (структуралистско-конструктивистская парадигма). С. 23
- Київ+380960830922