Ви є тут

Печатные СМИ как акторы социальных реформ в России

Автор: 
Скворцов Ярослав Львович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
195188
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение..................................................3
Глава 1. ПЕЧАТНЫЕ СМИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ АКТОР: ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД
1.1 Динамика СМИ при переходе от традиционного к современному обществу: структурно-функционалистский, символическо-
интеракционистский и феноменологический подходы...............16
1.2 Формирование печатными СМИ новых социальных практик неравновесного типа...........................................51
Глава 2. ОТРАЖЕНИЕ ПЕЧАТНЫМИ СМИ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
2.1 Механизм воздействия печатных СМИ на общественное сознание в условиях аномии российского общества........................92
2.2 Воздействие СМИ на переосмыслении самоидентификации индивидов....................................................119
2.3 Феномен виртуализации субъективных миров россиян....133
Глава 3. ПЕЧАТНЫЕ СМИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ
3.1 Роль печатных СМИ в формировании новых социальных типов российского общества.........................................146
3.2 Амбивалентность акторства печатных СМИ..............158
Заключение..............................................181
Список литературы........................................185
3
Введение
Актуальность темы исследования. Печатные СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные структуры СМИ обретают иные темпы жизни, они могут развиваться вне софункционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей. «Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог
Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют»1.
Социологическое изучение печатных СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; печатные СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; в России газеты и журналы становятся мощным смыслопроизводящим институтом, формирующим плюрализм знаний и взглядов людей на мир; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации российского общества в конце прошлого столетия печатные СМИ становятся важным актором в процессе реформирования других социальных институтов, формирования новых демократических, экономических и межгрупповых отношений; принципиально новым в развитии СМИ становится нелинейность процессов,
1 Цит. по: Луман //. Реальность массмедиа. Реферат. Отечественные записки, №4. - С. 431
18
хлеб насущный, без которого общества не могут жить. Искусство отвечает нашей потребности расширять свою деятельность без цели, из удовольствия распространять ее, между тем как нравственность заставляет нас идти по определенной дороге к определенной цели; кто говорит «долг», тот говорит вместе с тем и «принуждение». Поэтому искусство, хотя и может быть одушевляемо моральными идеями или переплетаться с эволюцией собственно моральных явлений, не морально само по себе. Наблюдение, может быть, даже установит, что у индивидов, как и у общества, неумеренное развитие эстетических наклонностей представляет серьезный симптом с точки зрения нравственности»39. Вообще, из всех элементов цивилизации нравственный характер, с точки зрения Дюркгейма, носит только наука, являющая собой «сознание, доведенное до высшей степени своей ясности». «Чем темнее сознание, тем оно неподатливее для изменения, потому что оно не видит достаточно ни того, что надо произвести изменения, ни того, в каком направлении производить их»40. Говоря о
смыслопроизводящей функции печатных СМИ в контексте «нравственности», неподатливости «темного сознания» и необходимости его «просветления», а также поиска пути этих изменений, следует признать, что возможность для их социального акторства достаточно велика.
Как известно, Дюркгейм выделяет следующие типы солидарности, вызванной разделением труда4 : отрицательную и положительную,
подразделяя положительную солидарность на механическую и
органическую.
19 Дюркгейм Э О разделении общественного труда. - М.: Канон, 1996. - С. 58
40 Там же.-С. 139.
41 Как известно, термин «разделение труда» употребляется в общественных науках в различных значениях. Это общественное разделение труда, обозначающее дифференциацию и сосуществование в обществе как целом различных социальных функций и видов деятельности; и техническое разделение труда или расчленение определенного вида труда на ряд частичных функций. Между' двумя этими видами разделения труда существует взаимосвязь, хотя они и различаются по характеру и происхождению (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23. С. 371-372 ). С середины XIX века в обществознанин преобладает апология разделения труда, которая рассматривает этот процесс как главный фактор развития общества, основу общественной связи, социальной структуры, развития разнообразных способностей индивидов, а к отрицательным последствиям разделения труда подходят как к необходимым издержкам прогресса (см.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М.: Канон, 1996).
19
Механической солидарности свойственны низкий уровень разделения труда, при котором индивиды могут полностью заменять друг друга при исполнении общественных и производственных функций; слабая дифференциация социальных структур, а их действия носят рельефно выраженный характер. Перечисленным материальным фактам механической солидарности соответствуют такие духовные социальные факты как: наличие общей для всех индивидов морали, общих духовных ценностей и норм, религиозная и идеологическая общность; унифицированное отношение к обществу и существующим государственным и общественным структурам, а также сходство индивидов (прежде всего - по индивидуальному сознанию, полностью подчиненному сознанию коллективному), при котором люди связаны друг с другом подобно «социальным молекулам», лишенным возможности двигаться самостоятельно (откуда, собственно, и происходит название этого типа социальной солидарности: механическая).
«Солидарность, вытекающая из сходств, достигает своего максимума тогда, когда коллективное сознание точно покрывает все наше сознание и совпадает с ним во всех точках; но в тот момент наша индивидуальность равна нулю. Она может возникнуть только тогда, когда группа занимает в нас меньше места. Здесь имеются две противоположные силы, центростремительная и центробежная, которые не могут возрастать в одно и то же время. Мы не можем развиваться одновременно в двух столь противоположных направлениях»42. Другими словами, тот, кто склонен принимать решения и действовать самостоятельно, не склонен мыслить «как другие».
В свою очередь органическая солидарность подразумевает качественно иное разделение труда, при котором каждый социальный актор выполняет специфические общественные и профессиональные функции, которые не могут быть выполнены другими индивидами. Люди отличаются друг от друга, имеют собственную, четко очерченную сферу деятельности, индивидуальное сознание и, следовательно, становятся личностями.
42 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М.: Канон, 1996. - С. 138.