Содержание
Введение 3
Глава 1 Генезис и развитие концепций стиля жизни в 17
социологической традиции.
1.1 Формирование концепции стиля жизни в классической 17
социологии.
1.2 Стиль жизни в неомарксистской социологии. 34
1.3 Дискурс стиля жизни в социологическом 63
постмодернизме.
1.4 Применение концепций стиля жизни в эмпирических 80
исследованиях.
Глава 2 Акционистская концепция стиля жизни: попытка 109
конструирования.
2.1 Методологические основания акционистской 109 концепции стиля жизни.
2.2 Содержание и эвристические функции акционистской 134
концепции стиля жизни.
Заключение 168
Библиографический список используемой литературы. 176
к
2
Введение
Тема: Концеп стиля жизни в современной социологической теории.
Актуальность темы.
Проблема стиля жизни из периферийной темы социологических исследований в области социальной структуры перемещается в фокусное пространство большой социологической теории. Этот сдвиг внимания социологического сообщества связан с двумя обстоятельствами: кризисом больших социальных теорий и индивидуализацией социальной жизни в условиях относительной выровненности информационной среды.
Кризис социальных теорий можно обнаружить в мультипарадигмальности. В литературе встречаются прямо противоположные оценки сложившейся ситуации: методологический хаос, научная революция, теоретический прорыв. Конец XX века оказался чрезвычайно плодотворным для социологической теории, - полагает П. Штомпка: налицо «теоретический бум»1. Каждая парадигма порождает соответствующую методологию, методику и технику исследования, а с ними и собственное «парадигмальное созвездие понятий» .
Напряженная дискуссия по ключевым основополагающим концепциям социологии порождает множество проблем, главная из которых - очевидный разрыв между теоретическими спекуляциями, с одной стороны, и конкретно-социологическими исследованиями, с другой. Причем не важно, вина ли в том теории, слишком усложненной для эмпирических интерпретаций, или техники, не реагирующей на концептуальные новации. Как бы то ни было, социологические теории, в том числе и специальные,
1 Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение: Доклад на межд. конференции «Национальные ориентиры и мировой опыт в области преподавания социально-экономических дисциплин в высшей школе» // Социологический журнал. 2001. №1. С. 152.
2 Именно таким речевым оборотом Н.В. Лапин охарактеризовал состояние понятийного аппарата современной социологии, выступая на четвертых Харчсвских чтениях «Основные категории современной социологической мысли: единство и многообразие», проведенные журналом «Социологические исследования» в октябре 2002 г. См.: О понятийном аппарате современной социологии// Социс. 2003. №2. С. 140.
половине XIX века, и бурно развивавшимся по обе стороны Атлантики. Рушилась сложившаяся в течение многих веков социальная структура общества, нарастала социальная мобильность, появлялись новые свободы и права, увеличивалась урбанизация, расширялся доступ к знаниям, информации. С другой стороны, революционные открытия в науке, прорыв в промышленных и коммуникационных технологиях вели к существенным изменениям в самом жизненном укладе людей. Все это привело к существенным переменам в обществе, что требовало глубокого осмысления, понимания от социологов.
В начале XX века взаимоотношения между большими социальными группами продолжали рассматриваться социологами преимущественно в рамках теории классов Карла Маркса, в основу которой были положены факторы экономического неравенства. Обладание собственностью, финансовым капиталом делило общество на два антагонистически настроенных класса собственников и несобственников.
Макс Вебер предложил альтернативную теорию стратификации общества, основанную на множественности источников социальной иерархии. Он ввел в социологический анализ социального неравенства три параметра: собственность, власть и престиж; каждый из которых образует свое автономное измерение стратификации. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношения к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Таким образом, социолог разграничил понятия социального класса и социального статуса.
Термин «класс» Вебер относит к любой группе людей, которая возникает в некой «классовой ситуации», определяемой как типичные шансы получения прибавочного продукта или, иначе говоря, специфические жизненные шансы. «Классовая ситуация» определяется, во-первых, наличием или отсутствием собственности, во-вторых, видом собственности: промышленное производство, сельское хозяйство, предоставляемые услуги,
недвижимость. «Классовая ситуация» есть, по существу, «рыночная ситуация», следовательно «класс» - это понятие, в большей степени применяемое для экономической дифференциации общества.
Вторым измерителем социальной стратификации является «статус» - положительная или отрицательная оценка почета/престижа, получаемая индивидом или группой. Определение социального статуса выходит за рамки экономических отношений, учитывает традиции, нормы, обычаи и т.п.
Статусные группы стремятся к созданию собственных субкультур, включающих наборы черт, принципов, навыков поведения, реализующихся в соответствующем стиле жизни, на основе которого воздаются почести на уровне общества в целом. Для нас это положение Вебера является ключевым, поскольку свидетельствует о «стратификации по «статусным группам», основанной на конвенциональных стилях жизни»26.
Таким образом, по Веберу: «Решающая роль "стиля жизни" в ш статусных "почестях" означает, что статусные группы выступают
специфическими носителями всякого рода условностей. В какой бы форме это ни выражалось, все "стилизации" жизни либо проистекают из статусных
97
групп, либо поддерживаются ими» . Стиль жизни выступает в роли инструмента, приписывающего индивиду некий социальный статус, обозначающий его причастность к группе. Так, человеку, желающему быть причисленным к определенному кругу людей, необходимо для этого демонстрировать ожидаемый специфический стиль жизни, то есть разделять ее субкультуру.
Связанные с этим стилем ожидания, представляют собой, как пишет классик, «ограничения "социального" общения», т.е. общение, неподчиненное экономическим целям. Подобные ограничения могут . предписывать заключение брака только в рамках своего статусного круга
26 Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994. Лг°5. С.152.
27Там же. С. 153.
19
- Київ+380960830922