Ви є тут

Музейная и экскурсионная сферы как культурный ресурс малого города: методология социологического анализа

Автор: 
Цыганова Екатерина Валерьевна
Тип роботи: 
методология социологического анализа
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
177
Артикул:
195205
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение....................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологический подход к социологическому анализу культурного ресурса малого города....................... 15
1.1. Гуманизм как атрибут и критерий развития культуры......... 15
1.2. Социокультурная концепция музейной и экскурсионной сфер малого города................................................... 40
Глава 2. Содержание и направления функционирования музейной сферы, экскурсионной и сферы культурного туризма как составных частей социокультурного ресурса малого города: социологический анализ показателей их потребителей............................. 77
2.1. Социокультурные особенности и принципы организации музейной и экскурсионной системы в малом городе (на примере г. Саров)... 77
2.2. Методические основы разработки региональной программы становления и развития туристических услуг........................ 111
2.3. Система показателей социологического анализа художественного потенциала личности как потребителя социокультурной сферы малого города..................................................... 134
Заключение..................................................... 162
Библиография................................................... 168
3
Введение
Актуальность темы исследования. С начала 90-х годов в России произошли существенные политические и экономические преобразования, повлекшие за собой глубокую трансформацию социально-экономических отношений в обществе, что в значительной мере повлияло на содержание и условия протекания социокультурных процессов в российском обществе: на глобальном - социетальном уровне, на региональном, а также на локальном уровне - в масштабе относительно небольших территориальных общностей. Последствия действия этих процессов еще только предстоит подвергнуть обстоятельному научному анализу и, в частности социологическому.
Подобно своему началу, XX век в России завершился поиском путей и методов духовного обновления общества. Если в его первые десятилетия прилагались гигантские усилия для революционного подъема, приведшего к отрицанию историко-культурных традиций народов российской империи во имя новой культуры, то в 90-е годы проходила и продолжается ныне не менее острая борьба за возвращение к истокам. Тем самым вольно или невольно происходит отрицание того нового культурно-исторического пласта многонационального государства, который возник в духовной жизни, хотя и вопреки желанию народа, но и не без его участия.
Происходящие в духовной сфере весьма сложные, многомерные и крайне противоречивые явления во многом (хотя и не во всем) можно объяснить идеологизированным отношением к историко-культурным традициям народов и общества в целом. В реальной жизни произошло парадоксальное: отрицание историко-культурных традиций и даже духовной основы общества, характерное для начала века, обернулось новым отрицанием вновь созданных традиций и основ духовной жизни, выработанных десятилетиями. Осмысление опыта культурно-исторического творчества народов России не может не привести к выводу о том, что и в первом, и во втором случае произошло огульное отрицание историко-социальной реальности.
17
магнитное поле, сопряженное символами»6. Эти символы выступают, на поверхности культуры. Необходима соответствующая духовная и душевная грамотность в человеке, и эта грамотность развивается культурой7 «Мир культуры» - это мир самого человека, от начала и до конца создаваемый им. В культуре человек предстает как творящее существо, как субъект осуществляемых изменений и преобразований, как исторический субъект.
Культура создана человеком, она существует для человека, для его развития и самовыражения. Культура - общечеловеческий феномен, который рожден своеобразием человеческой жизнедеятельности, ее сущностными чертами и особенностями. Не углубляясь в дискуссионную сферу, можно согласиться с теми авторами, которые связывают понятие культуры, прежде всего с человеческой деятельностью, с развитием личности8.
Однако в научной литературе нет единства в целостном философском понимании культуры. Сложность определения понятия «культура», по-видимому, состоит в необходимости теоретического синтеза в едином понятии всеобщего содержания культуры с потенциально бесконечными формами ее особенных проявлений. Многосторонняя целостность культуры есть имманентное ее свойство. Вместе с тем, достаточно четко наметилась тенденция выделения смысловых координат, совокупность которых может служить отправным пунктом исследования феномена культуры. Среди них следует выделить следующие:
1. Главным источником является труд общественного человека.
2. Культура включает в себя различные способы и результаты деятельности общественного человека.
3. Сущность культуры - человекотворческая, поскольку важнейшим продуктом культуры является сам человек.
ь Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии. В кн.: О человеческом в человеке. -М., 1991.-С. 14..
7 См.: Мамардашвили М.К. Там же.
8 См.: Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. - М., 1978; и др.