2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-методологические проблемы изучения и исторические этапы становлении социологии науки на Западе и России
§1.1. Основы социологии науки: предмет и методы социолого-науковедческого знания
§1.2. Основные тематические направления социологии науки
§1.3. Исторические этапы становления и развития социологии науки на
Западе
§ 1.4. Особенности возникновения и развития социологии науки в Советском Союзе - России ГЛАВА II. Истоки и этапы формирования, развития социологии науки в Ленинграде - Санкт-Петербурге
§2.1. Зарождение социолого-науковедческих исследований в Ленинграде
§2.2. Институционализация социолого-науковедческих концепций в Ленинграде в 1955 -1960 гг.
§2.3. Социология науки в Ленинграде в 1970 -1980 гг.
§2.4. Санкт-Петербургская социология науки на рубеже веков (1990-2005 гг.)
§2.5. Неформальные социолого-науковедческие организации
ГЛАВА III. Анализ материалов основных социолого-науковедческих исследований (на базе архива социолого-науковедческих данных Центра социолого-науковедческих исследований СПбФ ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН)
§3.1. Описание архивных материалов Центра социолого-науковедческих исследований СПбФ ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН §3.2. Основные социолого-науковедческие исследования (1965-2005 гг.)
Заключение
Список использованных источников п литературы
3
14
14
25
43
60
85
85
94
101
114
130
150
150
156
230
237
Введение.
Актуальность исследования темы.
Неуклонное возрастание значения науки как одного из важнейших социальных институтов стимулировало изучение сс как специфического объекта познания.
В Ленинграде исследовательская работа в этом направлении началась уже в 1920-е гг., когда впервые стали проводить теоретические и эмпирические исследования для поиска путей организации управления наукой в новых социальных условиях. Наибольшее значение для формирования основных теоретических подходов к тогда неизвестной для российских специалистов области социологии - социологии науки - имели труды И.А.Боричевского,
В.И.Вернадского, С.Ф.Ольденбурга, Ю.А.Филипченко, А.Е. Ферсмана.
В 1926 г. И.А.Боричевский предложил выделить изучение функционирования и развития науки в самостоятельную научную дисциплину, для обозначения которой использовать термин “науковедение”. И как первый шаг институционализации новой отрасли знания - создать специальный институт1. Но тогда научная общественность не оценила важности социологических и других направлений изучения науки, и идеи И.А.Борического не были реализованы. Дальнейшего развития социология науки в этот период так и не получила, поскольку в 1929 г. вся социология в целом была признана «буржуазной наукой», а на термин «социология» наложен запрет. Однако вопросы социологии науки, как правило в опосредованной форме, рассматривались в трудах авторитетных российских ученых (Н.И.Бухарина, Б.М.Гессена, С.Г.Струмилина и др.).
Понадобилось примерно четверть века для возрождения социологии в СССР, важной составной частью которой стала социология науки.
Становление социологии науки как самостоятельной дисциплины в Ленинграде началось с середины 1950-х гг. Этому способствовало, в первую
1 Боричсвский И.А. Выступление на объединенном заседании научного общества марксистов и конференции психоневрологической академии от 11 апреля 1926. Архив Ан.Ф.238. оп.1.ед129. С.79-80
суждения и оценки самих ученых по поводу научной деятельности. Квалифицированная обработка этих материалов, позволяет сделать содержащиеся в них мнения ученых важным источником знания о науке.
Методы анализа количественных параметров функционирования науки разрабатываются наукометрией, приспосабливающей к своему специфическому предмету имеющиеся способы измерения социальных характеристик, составления измерительных шкал, построения математических моделей и т.д.
Следует отметить, что одним из непременных условий успешного применения этих методов является предварительная разработка концептуальных схем, рабочих гипотез, определяющих целенаправленный характер проводимых исследований.
§1.2. Основные тематические направления социологии науки.
Коллектив и личность в науке.
Ученый-исследователь - центральная фигура науки как вида творческой деятельности. Он должен обладать необходимыми для научной деятельности творческими способностями, личными качествами и запасом знаний. У него должна быть сильная и устойчивая мотивация, ибо научный труд требует от человека увлеченности и полной отдачи. Социологию интересуют те роли, которые ученые выполняют в процессе научного труда, и тс социальные отношения, в которые они вступают в ходе своей деятельности. И та и другая тема весьма существенны, ибо, хотя именно личность, творческая индивидуальность является источником новых идей, наука не делается в одиночку. Научный труд изначально является общественным, всеобщим, поскольку ученый использует плоды работы предшествующих поколений и с необходимостью вступает в общение со своими коллегами. А результаты его собственной работы становятся вкладом в корпус научных знании, если они признаны сообществом ученых.
Этот общественный характер научного труда все чаще проявляется также в формах деятельности научных коллективов. Возросшие масштабы и сложность исследовательской работы, а иногда и сам характер научного оборудования, привели к резкому увеличению доли коллективного труда, позволившего осуществлять кооперацию ученых, выполняющих разнообразные функции в совместной деятельности. В ходе исследования между учеными, как правило, распределяются различные творческие функции. Те или иные ученые по складу своего ума, качествам характера, эрудиции оказываются способными лучше выполнять определенную работу, что не исключает их активности в других областях. Главным, конечно, является роль исследователя, теоретика или "экспериментатора". Но наука не обходится и без экспертов, критиков, учителей, администраторов. Ценятся - люди, сочетающие в себе талант исследователя и организатора науки.
- Київ+380960830922