ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ММММвМЙММИМФММСМИИПИМЖМИМММНМПМвИв
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НЕВЕРБАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНДИВИДОВ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ • •••••ммм«»«м««в«*9»««1«м««««»а««*мт««мнмм«1ма*в*»аам1«*м1м*м*««*мм*««»ама1мами 12
§ 1. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНТЕКСТ ИЗУЧЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ..............................................................13
п. 1.1. Определение ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ...................................13
п. 1.2. Анализ исследовательской ситуации..............................16
п. 1.3. Природа и функции невербального языка..........................26
§ 2. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРВЬЮ 32
п. 2.1. Специфика социологического интервью............................32
п. 2.2. Внешние характеристики интервьюера и респондента...............40
п. 2.3. Условия проведения интервью....................................62
Выводы ПЕРВОЙ ГЛАВЫ..........................................................67
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРВЬЮ--------------------------------------------------- 70
§ 1. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ИНТЕРВЬЮЕРОВ С НЕВЕРБАЛЬНОЙ
ИНФОРМАЦИЕЙ.................................................................70
п. 1.1. Методы изучения невербального взаимодействия в личном интервью.70
п. 1.2. Методика проведения исследования «Интервью с интервьюерами»....73
п. 1.3. Сравнительный анализ транскриптов интервью.....................78
§ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРВЬЮ 88
п. 2.1. Установление контакта с респондентом...........................89
п. 2.2. Проведение интервью............................................92
п. 2.3. Ошибки интервьюеров при проведении интервью...................101
§ 3. ОБУЧЕНИЕ ИНТЕРВЬЮЕРОВ НЕВЕРБАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С
РЕСПОНДЕНТАМИ..............................................................106
п. 3.1. Интерпретация невербального поведения респондента во время интервью ....107
п. 3.2. Виды невербальной информации и способы ее фиксации............115
п. 3.3. Основные направления программы подготовки интервьюеров........124
Выводы ВТОРОЙ ГЛАВЫ.........................................................133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА................................................ 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 1------------------------------------------------------------ 152
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 3..... 156
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 159
2
«В звуке голоса, в глазах и во всем внешнем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов» Франсуа де Ларошфуко, «Максимы и моральные размышления» (1665)
ВВЕДЕНИЕ
Среди разнообразных методов сбора социологической информации интервью по праву считается одним из базовых методов, позволяющим получить сведения, максимально адекватные задачам, поставленным в исследовании. Однако качество получаемой с его помощью информации во многом определяется качеством работы интервьюера, являющегося главным действующим лицом в интервью. Чем меньше случайных и систематических ошибок он допускает, чем большим багажом знаний, умений и навыков обладает, тем эффективнее он общается с респондентом, повышая достоверность и надежность результатов исследования.
Главную роль в приобретении интервьюерами необходимых для проведения интервью1 знаний играет основательная подготовка, которая включает в себя не только инструктаж перед «полем», но и проведение тренировочных интервью, просмотр и разбор видеозаписей с интервью, организацию встреч интервьюеров по обмену опытом и т.д. Но, к сожалению, при обучении интервьюеров социологи, в основном, делают акцент на проблемах реализации выборки, контроле ситуации интервью, стиле общения с респондентом , общих рекомендациях по ведению интервью и других факторах, обеспечивающих качество собираемой информации. Что же касается обучения интервьюеров невербальному3 взаимодействию с респондентами, то оно, практически, полностью отсутствует, как отсутствуют и пособия для шпервьюеров по невербальным аспектам общения в интервью.
В интервью основным средством получения информации, безусловно, является речевая коммуникация, но отбрасывание невербальных средств общения не правомерно, поскольку они, как показывают исследования, проведенные в смежных с социологией
1 В работе рассматривается только личное (face-to-face) интервью.
2 Здесь и далее под «респондентом» также понимается информант в «качественном» интервью.
J Термин «невербальное» употребляется в самом широком смысле и означает все многообразие отличной от слов информации: позы, жесты, мимика, пространственное положение, внешний вид, интонационноритмические характеристики речи интервьюера и респондента, а также окружающая их обстановка.
18
становятся невербальная коммуникация и интеракция [83, с. 23]. В этот же период после серии исследований, показавших несостоятельность паралингвистнческого и лингвоцентрического подходов, в психологии зарождается деятельностный подход, основанный на том, что невербальная коммуникация является каналом передачи личностных смыслов [53, с. 118]. Остановимся на этом периоде более подробно.
50-е годы ознаменовались тем, что были введены в употребление новые термины, а также возникли самостоятельные науки, изучающие невербальный язык:
• психиатры Ю.Руш (ШхвЬ) и У.Кис (>У.Кее5) впервые использовали термин «невербальная коммуникация» и показали коммуникативную роль окружающей среды [166].
• американский психолог Р.Бердвистел (ИВе^^еИ) создал одно из направлений в исследовании невербальной коммуникации и назвал его кинесика - наука о телодвижениях [119].
• американский антрополог Э.Холл (Е.НаИ) стал родоначальником проксемики - науки о пространстве и пространственном положении индивидов относительно друг друга [147].
• Л.Франк (Ь-Бгапк) в своей статье описал роль прикосновений в человеческом общении [142].
В 60-е годы началось профессиональное и прицельное изучение невербального поведения человека, а также благодаря соединению усилию психологов, психиатров и психотерапевтов возникла традиция экспериментального исследования невербального взаимодействия. По мнению американских психологов М.Нэппа (М.Кпарр) и Дж.Холл, (ЛНаН) эти годы были «настоящим ядерным взрывом», поскольку число проведенных исследований, посвященных невербальному языку, было огромным [83, с. 23]. Так, П.Экман (Р.Екшап) и В.Фризен (>У.Рпезеп) занимались изучением происхождения, использования и кодировки невербального языка [137], Ф.Голдман-Эйслер (Р.СоМтап-ЕЫег) исследовал паузы и задержки в спонтанной речи [144], М.Аргайл (М.Аг§у1е), Дж.Дин (.Шеап) и А.Кендон (А.Кепс1оп) занимались изучением контакта глаз [115,152] и т.д.
В 70-е годы учеными предпринимаются попытки изложить программу исследований в определенной области. Например, П.Экман с соавторами пишет о выражении лица человека [136], М.Аргайл - о движениях тела и глаз [111,112,113, 114], а Р.Бердвистел обращается к анализу невербальных интеракций, появляющихся на различных этапах общения [120]. В эти же годы выходит в свет книга Дж.Фаста (1.Ра^) «Язык тела», в которой аккумулируются результаты исследований нескольких ученых [141]. Она становится настоящим бестселлером, и именно благодаря ей общественности становится известно о существовании
19
невербальных аспектов общения. Впоследствии было выпущено множество книг, авторы которых старались сделать данные научных работ по невербальной коммуникации доступными для широкой читательской аудитории, но информация в них подавалась, в основном, в упрощенном виде, а научные сведения часто были представлены некорректно. Эго привело к некоторому отрицательному эффекту, хотя и вызвало интерес к невербальной коммуникации у широкой публики [83, с. 23-24].
80-е годы характеризуются углубленной специализацией одних исследователей, в то время как другие старались определить, как разные невербальные сигналы способствуют достижению общей коммуникативной цели: кого-то обмануть, заставить что-то сделать, завоевать симпатию и т.д. (см., например, [162]). Постепенно ученые стали стремиться к тому, чтобы свести воедино обрывочные сведения, которые вычленялись на протяжении многих лет, а также приблизить условия эксперимента к коммуникации в том виде, в котором она происходит. Большую роль в этом сыграли техники анализа видеозаписи, при помощи которой исследователи могли разделить и сравнить между собой влияние информации, передаваемой по зрительному и слуховому каналу. Также начинают происходить изменения в направленности интереса ученых при изучении невербальной коммуникации (см. Таблицу 1) [83, с. 24].
Таблица 1
Изменение направленности интереса ученых при изучении невербальных аспектов коммуникации
От изучения К изучению
Не интерактивных ситуаций —► Интерактивных ситуаций
Одного человека ► Двух собеседников
Отдельных моментов Взаимодействия во времени
Отдельных сигналов Совокупности сигналов
Только биологических и культурных причин невербального поведения ► Роли, которую играют и биологический, и культурный фактор
Частоты и продолжительности невербальных сигналов ► Частоты, продолжительности сигналов, а также контекста поведения
ит.д. ■ ■
Как видим, все вышеописанные исследования по изучению невербального языка проводились западными учеными. Что же касается отечественных авторов, интересующихся
- Київ+380960830922