Ви є тут

Тенденции влияния средств массовой информации на ментальность российского общества : Социологический анализ

Автор: 
Пьяных Дина Александровна
Тип роботи: 
Социологический анализ
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
199
Артикул:
195185
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ТЕНДЕНЦИИ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА МЕНТАЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ..................................................................3
ГЛАВА 1. МЕНТАЛИТЕТ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
1.1. Основные концепции о сущности и генезисе менталитета.............21
1.2. Проблемы и особенности российской ментальности: сочетание амбивалентности и парадоксов............................................................52
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
2.1. Сущность и функции СМИ в классических и современных теориях......79
2.2. Новые социокультурные реалии и перепрофилирование СМИ в современной России...97
2.3. Механизмы манипулирования общественным сознанием: табу, тотемы, 25-й кадр 129
2.4. Иррациональная рациональность СМИ в России......................152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................169
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................174
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................184
2
Введение.
Актуальность темы исследования.
Средства массовой информации - радио, телевидение, газеты и журналы, Интернет -прочно вошли в нашу повседневную жизнь, став неотъемлемой частью социокультурной реальности. Они способны не просто сообщать своим аудиториям о происходящих событиях, доносить до них информацию, но влиять на принятие решений, формирование общественного мнения, а главное - общественное сознание. СМИ являются мощным инструментом манипулирования и управления сознанием индивидов.
В эпоху стремительного развития новейших информационных технологий проблема управления общественным сознанием через СМИ становится одной из острейших. Современные технические средства позволяют вводить и успешно использовать ряд скрытых механизмов воздействия, приводящих к тому, что индивид неосознанно начинает подме,.ять существующую действительность некой виртуальной реальностью и идентифицировать себя и окружающий мир в соответствие с предлагаемыми СМИ стереотипами мышления и образцами поведения. Специфика восприятия мира выводит нас на уровень ментальности, и здесь неизбежно возникает вопрос: может ли развитие технологий XXI века дойти до того, чтобы управлять менталитетом - сферой, всегда представлявшейся нам чем-то незыблемым и неизменным.
Для современной России социологическое исследование тенденций возможного влияния средств массовой информации на менталитет является актуальным в силу ряда обстоятельств. Произошедшие в нашей стране на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия социально-экономические и политические изменения определили кризис прежней системы ценностей,
3
менталитеты представленных на территории страны этносов и субэтносов и вылившийся в итоге в их аккультурацию. Он развивается под воздействием архетипов чувственности, основанной на жертвенности и страдании, и характеризуется значительной степенью иррациональности, отличается внутренней противоречивостью и парадоксальностью. Характерные черты российского типа ментальности образуют ряд амбивалентностей - сочетание стремления к высшему и светлому с деструктивность; сосуществование тенденций к абсолютизации власти с анархизмом; переплетение языческих традиций с мировыми религиями, исповедуемыми в России, И в первую очередь, с православием; сочетание мужественной природы с женственной мягкостью.
3. Благодаря амбивалентностям российского менталитета стержневыми составляющими выступают державность, всесилие государства, преклонение перед авторитарной властью. Размеры страны способствуют укреплению уверенности в исключительности своего положения, придают российскому характеру такие черты, как широкий кругозор, отсутствие педантичности и бережливости, масштабность и неконкретность. Заложенные в менталитете склонность к подчинению и повиновению, а также жертвенность, подвижничество, героизм, национализм, вера во всеобщее равенство, единение и силу коллективизма наиболее ярко проявляют себя во время потрясений, болезненных преобразований и трансформации общества - в этих условиях все личное и индивидуальное отступает на второй план.
4. В условиях глобализации, плюрализации жизненных миров и культурных стилей, ознаменовавших распад традиционных коллективных форм, мир, общество, жизнь и
18