2
Оглавление
стр
ВВЕДЕНИЕ................................................... 3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКЛИНИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ НА МАЛОЕ
ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ ВНУТРЕННЕГО КРИЗИСА................. 19
§1 Кризис малого предприятия как объект социологического
исследования............................................ 19
§2 Роль и содержание влияния предпринимателя на организационную
деятельность малого предприятия в условиях внутреннего кризиса ... 53
§3 Социоклинический подход к анализу влияния предпринимателя на
малое предприятие....................................... 69
ГЛАВА II. ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИОКЛИНИЧЕСКОГО ПОДХОДА В
АНАЛИЗЕ ВЛИЯНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ НА МАЛОЕ
ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ ВНУТРЕННЕГО КРИЗИСА................. 98
§1 Методика социоклинического исследования влияния
предпринимателя на функционирование малого предприятия в условиях внутреннего кризиса....................... 98
§2 Социальные и социально-психологические механизмы и характер влияния предпринимателя на деятельность малого предприятия в условиях внутреннего кризиса: социоклинический подход...... 134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 170
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 177
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социально-экономическая активность граждан с предпринимательскими установками в ходе государственных реформ является одним из определяющих условий стабильного развития российского общества и повышения благосостояния нации.
Наиболее масштабной сферой социально значимой самореализации отечественных предпринимателей на современном этапе является сектор малых предприятий. Претендуя на роль локомотива рыночной экономики России, компании этого сектора представляют собой основное поле совершенствования предпринимательских навыков и роста деловой культуры их владельцев. В свою очередь, успешность малого предпринимательства, в значительной мере, сводится к возможностям и способности его представителей преодолевать кризисные ситуации, которые носят в малом предприятии разноплановый и, нередко, трудноразрешимый характер.
Высокая угроза кризисов и банкротств для компании сектора малого предпринимательства связана преимущественно с несовершенством механизмов социально-экономического и административного регулирования их деятельности1. Типичное отечественное малое предприятие не может рассчитывать на резервные средства для автономного поддержания своего существования в затянувшейся кризисной ситуации: по результатам общероссийских исследований в начале 2000-х годов около 55% имущества и капитала всех компаний относилось к заемным средствам предпринимателя и сотрудников. В начале 90-х гг. не более 10% открывавшихся в России малых предприятий «доживали» до возраста в 1 год2, сейчас этот показатель находится на уровне 50-60%, при этом рубеж их организационной деятельности в 4-5 лет достигают не более четверти всех вновь созданных компаний.3
В то время как кризисогенные факторы внешнего характера, задающие описанное положение дел, являются предметом деятельности государства4, внутренний кризис в малом предприятии представляет собой потенциального «противника», с которым предприниматель и его организация остаются «один на один», и борьба с которым требует специальных знаний и нестандартных решений.
Предприниматель, занимающийся становлением своего дела, непременно сталкивается с проблемами внешнего характера, и на решение задач, «поднимаемых» группой внутренних факторов, не отмобилизован. Неожиданное для него обострение
1 В налоговой политике, юридическом обеспечении, административном сопровождении и тащите от давления теневых структур
2 Дудченко В С Основы инновационной методологии - М На Воробьевых, 19%
3 Обзор рынка предложения услуг консалтинга в России // Эксперт 2004 № 30
4 Предприниматель способен влиять только на локальные ситуативные проявления факторов этой группы
17
и управленческого развития предприятия с руководящей деятельностью предпринимателя.
2. Определена логика выбора и апробирован порядок применения при анализе кризисной ситуации в малом предприятии ключевых методов социоклинического подхода, обеспечивающего расширенные возможности оценки и коррекции влияния предпринимателя на процессы жизнедеятельности организации.
3. Определены основные возможности и преимущества применения социоклинического подхода при анализе кризисной ситуации, совмещенном с выработкой мер по ее разрешению.
4. Выявлена зависимость между степенью однородности социальных статусов в коллективе и уровнем управляемости их трудовых и организационных взаимодействий для отечественных малых предприятий, проходящих стадию организационной зрелости.
5. Определены закономерности и условия трансляции образцов взаимоотношений и установок в роду предпринимателя в подсистемы управления, функционального распределения и коммуникации сотрудников в отечественном малом предприятии.
Положении диссертационной работы, выносимые на защиту:
1. Формирование научно обоснованного представления о способе разрешения конкретной кризисной ситуации в малом предприятии обеспечивается реализацией следующих принципов:
- проведение анализа содержания, механизмов и факторов влияния
предпринимателя на деятельность МП в трех предметных полях: социальном, психосоциальном и социогенетическом;
- совмещение процедур анализа и воздействия для выявления противоречий между социальными процессами, формами внутриорганизационной деятельности и поведением предпринимателя, определяемым его личностными установками.
2. Расширенные возможности социоклинического подхода в изучении кризисной проблематики малых предприятий достигаются, в первую очередь, следующими способами его применения:
- варьирование глубины социологического вмешательства в проблемную сферу деятельности организации и степени вовлечения предпринимателя в ее исследование в русле личностно-ориентированной или организационной социологической интервенции;
- реализация метода построения геносоциограмм как средства первичною изучения и профилактики процесса влияния предпринимателя на малое предприятие в ситуации кризиса.
3. Среди отечественных владельцев малых предприятий выделяются два наиболее выраженных но психосоциальному складу тина предпринимателей*
18
«экспериментатор» и «бизнесмен» - между которыми существуют значимые различия в способах и интенсивности влияния на кризисную ситуацию:
- а чем ближе к типу «экспериментатор», тем более эффективно его поведение в кризисных ситуациях на ранних стадиях жизненного цикла;
- чем ближе отечественный предприниматель по своему психосоциальному складу к типу «бизнесмен», тем продуктивнее его влияние на развитие кризисных ситуаций на более зрелых этапах организационного развития малого предприятия.
4. Чем выше социальная однородность персонала и руководства отечественного малою предприятия, тем в меньшей степени основные социальные характеристики малого предприятия в ситуации кризиса поддаются регулирующему влиянию предпринимателя и тем менее контролируемым для него является трансляция во внутриор1 анизационные отношения образцов поведения и отношений в ею семье и роду.
5. Основными факторами зарождения и развития внутриорганизационного кризиса отечественного малого предприятия, относящимися к личности отечественного предпринимателя, являются следующие:
- трансляция предпринимателем во внутриорганизационные отношения устойчиво воспроизводящихся в его роду социогенетических образцов отношений и поведения (жертвы, прерывания, распада и собирания);
- реализация предпринимателем на ранних этапах жизненного цикла компании своих психосексуальных комплексов и установок в отношениях с отдельными сотрудниками и с персоналом в целом, закрепляющаяся в правилах и нормах организационной культуры предприятия.
Апробации результатов исследовании. Результаты работы и основные теоретические и методические положения представлены в статье «Отечественное предпринимательство и малые предприятия в современной России /социоклиническая перспекгива/»50, в докладах на заседании секций «Клиническая социология» и «Методология социологических исследований» Н-го и 111-го Всероссийских социологических конгрессов (Москва, 2003г., 2006г.), на заседаниях секции «Клиническая социология» Международной социологической конференции «Сорокипские Чтения» (Москва, 2004г., 2005г.), на пленарном заседании социологической конференции «Ломоносов-2005», выступлениях на заседаниях секции «Методология социологических исследований» социологических конференций «Ломоносовские Чтения» и «Ломоносов» (Москва, 2003-2006 гг.).
50 Репин Д Ю Отечественное предпринимательство и малые предприятия в современной России /социоклиническая перспектива'// Вестник Московского Университета Серия 18 Социология и политология 2006 №2 С 125-147
- Київ+380960830922