Ви є тут

Социально-правовое регулирование языкового поведения личности в полиэтническом обществе : теоретико-методологический аспект

Автор: 
Фахреева Люция Шамиловна
Тип роботи: 
теоретико-методологический аспект
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
204
Артикул:
195109
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Раздел I. Теоретико-методологические основы исследования
языкового поведения личности в полиэтническом обществе 14
Раздел II. Место социально-правового регулирования в системе
факторов оптимизации языкового поведения населения..........59
Раздел III. Механизм влияния социально-правового регулирования на языковое поведение личности в полиэтническом обществе..............................................................98
Раздел IV. Основные направления совершенствования социальноправового механизма регулирования языкового поведения личности в полиэтническом обществе.........................129
Заключение............................................................163
Список использованной литературы......................................169
Приложение
186
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях глобализации, обострившей проблему единства и разобщенности языков народов постсоветской России и ее субъектов, в качестве важнейшего фактора их выживания выдвигаются процессы расширения сферы функционирования языков, развитие их общественных функций. В ходе демократических преобразований в регионах накапливается уникальный опыт национальнокультурного развития и регулирования данных процессов. В России и ее субъектах обозначены проблемы, связанные с востребованностью действия принятых законов о языке и программ по сохранению, изучению и развитию языков, знанием права, соблюдением и оценкой качества работы законов, необходимостью воспитания правовой культуры, правосознания и толерантности как факторов, препятствующих росту экстремизма, ксенофобии, негативного восприятия другого языка, культуры, традиций и обычаев. Проблема социально-правового регулирования языкового поведения требует теоретической рефлексии с позиций современной научной рациональности и глубоких изменений, происходящих в правовом управлении языковой сферой.
Актуальность темы обусловлена также тенденциями снижения роли русского языка в РФ и странах СНГ и культуры речи населения России и определяется необходимостью глубокого осмысления факторов, влияющих на языковое поведение личности в полиэтничном обществе; легитимности социальноправовых механизмов регулирования языковых отношений; целесообразности избранных форм, способов и средств реализации государственной языковой политики в России и ее субъектах.
3
собственные, которая проявляет себя в речевом общении и формируется в процессе социализации.1
Термин «языковая ситуация» и «языковое действие» мы станем употреблять для обозначения таких имеющих место в языковой практике ситуаций и действий, когда люди в своем поведении ориентируются на других и придают своим поступкам определенный смысл, используя бергеровское определение «социальной ситуации», которое он сформулировал исходя из известной веоеровскои трактовки понятия «социальный».
В отличие от зарубежных исследователей, которые сводят анализ языковой ситуации лишь к установлению количественных и оценочных соотношений, в которых находятся разные языковые сообщества и группы, населяющие одну страну3, отечественные исследователи трактуют ее как живое динамичное объединение языковых образований на основе их функционирования в общей внеязыковой среде.4 Таким образом, языковая ситуация в полиэтническом обществе, каким является Татарстан, представляет собой сложное системное образование, где входящие в нее языки взаимодействуют друг с другом, связанные системными отношениями в окружении других языков, являющихся компонентами иноязыковой среды.
Языковое поведение - это деятельность, которая состоит из использования языка, его правил и законов и зависит от характера отношений между участниками, оценке ими тех или иных явлений в социуме. Таким образом, в
1 См.: Васильева О.М. Языковое поведение как базовая характеристика личности в процессе ее социализации // Сборник научных трудов докторантов, аспирантов и соискателей. Казань, 2004. С.39.
2 См.: Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М., 1996. С.32-35.
3 См. подробнее: Швейцер А.Б. Современная социолингвистика. М., 1976. С. 131.
4 См., напр.: Общее языкознание / отв. ред. А.Е.Супрун. Минск, 1983. С.62; Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. М., 1975. С.257.
19
языковом поведении как деятельности проявляется не только позиция, установка человека, но и норма поведения. М.С.Комаров выделяет три основных социологических понятия - позиция, роль и норма - для описания образца поведения личности в любом социуме1, где человек ведет себя соответственно той или иной ситуации.
Однако, в современном обществе немаловажное значение имеют не только статусы и роли, социально-экономические факторы и нормы, действующие прямо или косвенно на языковое поведение индивида, но и правовые, социальные, политические, культурные и др. Наряду с трансформацией общества происходят перемены и в его языковом пространстве, в самом языке и языковом поведении его носителей, по-разному меняется языковая ситуация в многоязычных обществах.
Для сохранения целостности правового полиязычного и мультикультурального общества и его развития создаются и юридически закрепляются законы, обеспечивающие сохранение, развитие и дальнейшее функционирование языков, формирование языкового поведения многоязычной, мультикультуральной личности. Недостаточная разработанность нормативноправовой базы, несовершенство законодательной базы и несовпадение законов с положением дел в реальной ситуации не могли не сказаться на языковой ситуации в обществе и на языковом поведении граждан. Возникающие проблемы с выбором языка обучения, определением государственного языка, функционированием языков в различных сферах, самоидентификацией, переходом с одной письменности на другую являются следствием разрушения культурных и правовых основ общества.
«Трансформационный процесс» будет незавершен, если в обществе «не будут в полной мере обеспечены личные и гражданские права и свободы,
1 См.: Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. С.11.
20