Содержание
Введение.....................................................................3
ГЛАВА 1. Проблемно - смысловой подход к изучению деятельности личности в сетевых структурах.................................................................18
1. Мотивы и смыслы участия личности в деятельности сетевой маркетинговой структуры..........................................................................18
2. Проблемно - ориентированная деятельность личности в сетевой многоуровневой
структуре..........................................................................37
ГЛАВА 2. Социологический анализ деятельности и взаимодействия участников многоуровневой сетевой структуры...................................................71
1. Опыт взаимодействия участников сетевой структуры и социально-делового их развития (на опыте компании «Санрайдер»)...........................................71
2. Значение деятельности участников различных форм сетевой самоорганизации в социальной трансформации российского общества......................................91
Заключение.................................................................116
Литература................................................................~124
2
ВВЕДЕНИЕ
Добровольные, самоорганизующиеся, построенные по типу сетевых структур, хозяйственные объединения возникают в последние годы в различных областях деятельности. Движимые различными мотивами, они более или менее успешно функционируют, среди них - сетевые объединения в маркетинге.
Мотивы массового поведения в саморегулирующихся объединениях, ориентированных на продвижение продукции и услуг - одна из актуальных задач.
Противоречивость процесса становления в России разнообразных сетевых маркетинговых форм объединений, как и неоднозначность информации о них, равно как и многие успехи и не удачи их функционирования, усиливает интерес к этим структурам.
Неудовлетворенность запросов и потребностей в продуктах и услугах не может не вызывать активное содействие сетевому способу их продвижение от производителя к потребителю. Тем самым стимулируется производство и потребление, предложение и спрос.
Необходимо исследовать социальные и культурные проблемы самоорганизации добровольных, институциональных объединений в России, мотивы их функционирования, ценностные ориентации и смысловые установки складывающихся общностей, позиций и ролей в предметно-ориентированных группах по интересам, перспективы возможного развития открывающейся гражданской самодеятельности.
Еще предстоит раскрыть миссию, стратегию и практическое предназначение во многом новых для российского общества сетевых организаций и структур, вызываемых к жизни сменой «авторитарных
В диссертации исследуются субъектные и социально организационные аспекты разноликого интереса личности к участию в делах рынка, анализируется общность социологических и маркетинговых подходов к выделенным проблемам, выявляются социальная сущность поведения «в сети», истоки и основные компоненты сетевых структур, роль и место самоорганизации добровольного объединения.
В исследовании, посвященном деятельности и отношениям личности в сетевой маркетинговой структуре, естественно, изучается субъективная значимость участия в такого рода структурах, предоставляющих определенные блага и ценности.
Поскольку в социологической литературе специально не акцентируется внимание на проблеме смысловом аспекте деятельности личности в тех или иных сетевых структурах, в работе обсуждается возможность такого исследовательского подхода.
В диссертации отмечена существенная разница между товарными “сетями” и финансовыми “пирамидами”, привлекающими деньги под возможные денежные доходы за счет взносов последующих привлеченных клиентов. Сетевые поборы и образуют финансовую пирамиду. Финансовые “пирамиды”, в отличие от товарных сетей, продвигающих продукты от производителей к потребителям, по существу акцент делают не на общественно-полезной деятельности.
Продвижения товаров и услуг потребителям, рассеянным в городах, поселках, селах, на тех или иных территориях - одна из нерешенных социально - организацонных и культурных задач в нашем отечестве.
Самоорганизующееся, самодеятельное население, удовлетворяя потребности части населения в товарах и услугах, создают по существу свое предпринимательское частное дело.
Как демонстрируется в диссертации, реальные “рабочие места” без особых государственных инвестиций, кредитов и другой материальной
12
помощи государственной власти, формируя новый тип социальной общности, организации и института.
Сетевая структура выявляется показателями «объёмов» деятельности группы и отдельных участников. Анализу вырабатываемых и применяемых показателей посвящен специальный раздел диссертации.
Эффективность системы оценки активности участника сети -учётных показателей обнаруживается в применяемых системах измерения результатов деятельности и величине вознаграждения.
В диссертации анализируется, как суммируется личный и групповой объем продаж за определенный интервал времени, общий объем реализаций и в связи с этим раскрываются особенности карьерного роста. В сетевых структурах «ранжирование» дистрибьюторов и присвоение того или иного ранга (статуса) в иерархии взаимных позиций - одна из слабо изученных социальных технологий подобного рода добровольных образований.
Ранг, точнее сказать, функциональное звание увязано с общим объемом продаж участников «ветки» и сети. Используя ту или иную систему показателей (объемов продаж), возможными стимулами, вознаграждениями можно, так или иначе, влиять на групповые и личные мотивы, поиск и инициативы.
Нам представляется актуальным социологический анализ трех систем вознаграждения: сетевой, личный и групповой.
Как участник строит свои стратегии на выдвигаемых “правилах игры” - разнообразных системах увязывания сетевых, личных и групповых интересов предстоит еще изучать. Социальный аспект данного вопроса имеет несомненно более общий интерес.
В современной ситуации реформ в России возрастание и учет активности занятого населения коренится в правилах и процедурах стимулировани В связи с применяемыми системами материального
13
- Київ+380960830922