Ви є тут

Теоретико-методологические проблемы исследования языкового поведения в полиэтническом обществе

Автор: 
Валеева Алсу Фоатовна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
195165
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................4
Глава I. Языковое поведение как объект социологической
науки.....................................................26
§ 1. Языковое поведение в системе социальных связей,
отношений, теоретико-прикладных моделей...................26
§2. Концептуальные основы исследования языкового поведения
в полиэтническом обществе: множественность парадигм 83
§3. Динамика функционально-ролевого статуса языкового
поведения в полиэтнической среде.........................120
Глава II. Социально-экономические факторы языкового
поведения в полиэтническом обществе......................170
§ 1. Интеграция трудового и языкового поведения...............170
§2. Урбанизация как фактор языкового поведения
в полиэтническом обществе................................200
§3. Влияние социально-профессиональной стратификации
на языковое поведение в полиэтническом обществе..........226
Глава III. Социально-политические факторы языкового
поведения................................................261
§ 1. Реформирование административно-территориального
устройства и языковое поведение..........................261
§2. СМИ как социальный механизм регулирования
языкового поведения......................................290
2
Глава IV. Социокультурные факторы коррекции языкового поведения в полиэтническом субъекте
Российской Федерации....................................316
§1. Институционализация науки и образования как социальный
фактор коррекции языкового поведения населения..........316
§2. Место и роль национальных традиций и обычаев в развитии
культуры языкового поведения............................345
Заключение.........................................................377
Список использованной литературы...................................387
Приложение.........................................................411
под ним единицу особой «системообразующей деятельности, которая «завязывает в узел» другие деятельности человека и соотнесено с прогнозированием и проектированием его жизненного пути, в свою очередь связанными с социальной ориентацией этого пути. Это единица деятельности личности1.
A.A. Леонтьев впервые определил выражение «психология деяния» как отличное от психологии действия или деятельности в работе, относящейся к 1990 г.2 где понятие деяния связывается с личностью, или, как впоследствии было уточнено исследователем, с сознанием личности.
Стало быть, в психологической науке разграничиваются понятия «действие» и «деяние», связывая действие с сознанием, а деяние с сознанием личности как члена социума, носителя активной жизненной позиции, обладающего свободой выбора и осуществляющего созидательную функцию. «Совместная деятельность в конкретной социальной системе детерминирует развитие личности, но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее развитие», пишет А.Г. Асмолов3. Эти и другие теоретические положения, связанные с социальной практикой, развивающие известный леонтьевский подход к личности4, важны и для определения понятия «языковой личности» как автора, деятеля, демонстрирующего языковое поведение (внешне наблюдаемую сторону языковой деятельности) и проявляющего ту или иную степень языковой активности.
Э. Гидденс, разрабатывая проблемы теории действия, проблемы деятельности и структуры, а также способности социального деятеля к познанию, к
1 Леонтьев A.A. Теоретические проблемы языкового сознания // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. И.В. Уфимцева. М., 2000. С. 10.
2 См.: Леонтьев A.A. Ессе homo («Вершинная психология и перспективы исследования деятельности //Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М., 1990.
3 Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996. С. 470.
4 См.: Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1.2. М., 1983.
42
характеристике действия добавляет следующие факторы (или априорные допущения - А.В.). 1. Всякий является умелым и умным деятелем; 2. Всякий является дееспособным социальным деятелем. То есть, кроме указанных определяющих - намерения, смысла и направленности, действие предполагает наличие способности со стороны социального деятеля к альтернативным поступкам, к выбору или отказу от конкретного действия, бездействию1. Умелость, умение и дееспособность, намерение, смысл и направленность свойственны, присущи и агентам языковой коммуникации как авторам, осуществляющими речевую деятельность. Содержание речевой деятельности будет рассмотрено нами далее в общем контексте социального конкретноязыкового поведения с безусловной опорой на версию его теоретикоприкладной модели.
Поведение человека в современной психологии определяется как имеющая природные предпосылки социально обусловленная деятельность, типичной формой которой является труд2. В зарубежной социологии под поведением (behaviour)3 понимается участие в событиях, которые как могли предполагаться и планироваться индивидом, так и могли явиться для него полной неожиданностью. Таким образом, отмечают Т. Лоусон и Д. Гэррод, поведение может определяться эмоциями, инстинктом или рациональным мышлением. В поведении, как заявляют авторы, и с чем нельзя не согласиться не обязательно присутствует целенаправленность в значении сознательной запланированное™4.
Характерные особенности поведения человека, как «особой активности, отличающейся от деятельности» (А.Л. Никифоров) выделяются и отечественными социальными философами. Они созвучны представлениям Лоусона
1 См. подр.: Аберкромби Ни др. Социологический словарь: Пер. с англ./ Под ред. С. А. Ерофеева. Казань, 1997; Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я / Пер. с англ. М., 2000.
2 См.: Поведение // Философский энциклопедический словарь. С. 487.
3 Behaviour (англ.) - поведение
4 См.: Лоусон Т., Гэррод Д. Указ. соч. С. 316.
43