Оглавление
ВВЕДЕНИЕ..............................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ........................................... 12
1.1 Основные теории репрезентации...............................13
1.2 Истоки теории С.Московичи...................................23
1.3 Система понятий концепции социальных представлений..........36
Выводы по Главе 1....................................................46
* ГЛАВА 2. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРАХОВАНИИ
ПО МАТЕРИАЛАМ ПРЕССЫ.................................................48
2.1 Программа контснт-аналитического исследования...............48
2.2 Содержание и структура социальных представлений о страховании
в прессе................................................... 58
Выводы по Главе 2....................................................89
ГЛАВА 3. ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРАХОВАНИИ: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАССОВЫХ ОПРОСОВ............................91
3.1 Измерение степени осведомленности о страховании посредством шкалограммного анализа Гутмана..................................93
3.2 Разработка шкал суммарных оценок для измерения отношения к страхованию....................................................106
* 3.3 Эмпирическая интерпретация поля представления...............128
Выводы по Главе 3...................................................141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................142
БИБЛИОГРАФИЯ........................................................147
ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................154
«
2
Введение
Тема социальных представлений является традиционной для социологии. Теоретические аспекты проблемы рассматривались такими исследователями, как П.Бергер и Т.Лукман, П.Бурдье, М.Вебер Э.Дюркгейм и др. Изучение социальных представлений приобретает особое значение в период усложнения общественной жизни, которое проявляется в ускорении социальных изменений, в возникновении новых социальных институтов. Содержание социальных представлений позволяет понять, как соотносятся знания о мире с изменениями в нем.
При этом особенно актуальным становится прикладной аспект, связанный с проведением эмпирических социологических исследований социальных представлений больших социальных групп. Методическое обеспечение массовых опросов такого рода разработано слабо, а в отдельных предметных областях (например, социальные представления о страховании) отсутствует. Пам неизвестны исследования о том, каким предстает страхование в обыденном сознании.
Между тем, страхование в последнее время все более активно входит в жизнь каждого россиянина. Этому способствует, в частности, введение закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. О значимости этого события свидетельствуют результаты исследования «Россияне о наиболее значимых событиях года», проводимого ежегодно Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). На вопрос: «Какие события прошедшего года в стране и в мире в наибольшей степени привлекли Ваше внимание?» 14% респондентов назвали Закон об ОСАГО, что соответствует восьмой позиции по значимости в списке событий 2003 года1.
Таким образом, актуальность исследования определяется, с одной стороны, недостаточной исследованностыо тематики социальных представлений, с другой стороны - необходимостью для российского общества
1 Ьпр://'А'\улу.и'сюш.гиУ?рЫ5&а11]'с1е=45
образа к понятию. Представление определяется как наглядный (конкретный) ментальный образ предметов или явлений, воздействовавших на органы чувств человека, воспроизведенный по памяти при отсутствии этих предметов и явлений. Это также образ, созданный усилиями продуктивного воображения. То есть представления разделяются на представления памяти и представления воображения. Дополнительно в психологии ставится акцент на интегральном характере представлений: представление как сочетание понятий, образов, оценок.
Кроме того, в классической психологии рассматривают конкретные и абстрактные представления. Содержательно конкретные представления (представления о конкретных предметах) - это либо непосредственные копии сенсорных образов (представления памяти), либо являются рекомбинациями последних (представления воображения).
Заметим, что дискурсивная психология Р.Харре позволяет увидеть взаимосвязь реальности, дискурса и социального действия. По его мнению, исследователь должен обратиться к изучению "дискурса о фактическом" и тех способов, посредством которых описания, представления, отчеты и версии приобретают видимую независимость от своего субъекта. Дискурс в данном случае понимается как институционализированная (политическая, культурная, дисциплинарная или существующая на уровне малых групп) форма применения языка и подобных ему знаковых систем. Дискурс поэтому есть способ совместного конструирования социальных представлений.
Социология
Классическая социология также не раз обращалась к проблеме представлений, подчеркивая, прежде всего, способность представлений определять поведение индивидов. Социологию традиционно интересовали социальное происхождение, социальные функции и социальное воспроизводство представлений.
16
По Веберу, представления - это коллективные формы мышления,
» оказывающие принудительное воздействие на повседневное поведение и
ожидания индивидов. Эти коллективные структуры, составляющие обыденное мышление, являются представлениями чего-то сущего с одной стороны и долженствующего, того, что ориентирует деятельность людей, - с другой. Представления и язык участвуют в построении социальной реальности, хотя и не исчерпывают собой всей реальности. Новое определение ситуации способно привести к рождению новой исторической эпохи, новой формы социальных отношений8.
^ В рамках социологии знания (К.Маркс, М.Шелер, К.Мангейм и др.)
анализировалась взаимосвязь человеческого мышления и социального контекста, что выявило новые грани соотнесения реальности и репрезентации. Представления, по мысли социологов, могут находиться в двояком отношении к реальности: они могут относиться либо к фактам реальности (реальные, адекватные представления), либо к стремлениям, вызванным этой реальностью или, скорее, могут быть реакцией на нее (трансцендентные бытию представления: идеологии и утопии).
В феноменологии мир объектов (презентация) мыслится не как данный, а как заданный. Например, для Э.Гуссерля реальность (как отдельно взятой вещи, так и мира в целом) вообще лишена сущности, самостоятельности, она -ничто. Реальность лишь интенциональна, лишь осознаваема, лишь представляема. То есть, нет жесткого разделения целостного познавательного процесса на субъективную и объективную составляющие. Феноменология приходит к утверждению о первичной роли представления: именно
представление лежит в основе всех актов сознания. Репрезентация воспринимается как сознательно организованная форма специфического отношения к миру.
8 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
17
- Київ+380960830922