Ви є тут

Метод фокус-групп : концептуальное и эмпирическое обоснование факторов влияния на результативность применения

Автор: 
Чеховский Иван Викторович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
303983
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА 1. ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ В ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.....................................................13
1.1. Виды интервью в социологическом исследовании............14
1.2. Групповые дискуссии как разновидность интервью..........23
1.3. Истоки, становление и эволюция метода фокус-групп.......33
1.4. Метод фокус-групп как процедура.........................42
Выводы по Главе 1............................................58
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ФОКУС-ГРУПП....................................................61
2.1. Особенности подготовительного этапа.....................62
2.2. Проблемы полевого этапа исследования....................81
2.3. Специфика этапа анализа и интерпретации.................94
Выводы по Главе 2...........................................104
ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФОКУС-ГРУПП (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА).... 105
3.1. «Факторы неуспешпости» как объекты ранжирования........106
3.2. Схема и результаты экспертного опроса..................113
3.3. Иерархия «факторов неуспешности» по влиянию на результативность
фокус-групп.................................................120
Выводы по Главе 3...........................................131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................133
БИБЛИОГРАФИЯ..............:...................................137
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................151
1. План экспертного интервью для практикующих модераторов...151
2. Характеристики экспертов - практикующих модераторов......155
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследованш!
Метод фокус-групп является популярным междисциплинарным инструментом изучения различных областей жизнедеятельности общества. В последние двадцать лет метод переживает' свое второе рождение в связи с широким распространением исследований, проводимых в рамках качественной методологии. По мнению Р. Крюгера1, об этом свидетельствует и увеличение количества публикаций посвященных фокус-группам, и высокий индекс цитирусмости соответствующей литературы. Он (еще в 1995 году) подчеркивал, что метод, зародившийся в середине XX века, стал предметом обсуждения не только узкопрофессиональной аудитории. Сегодня эта тенденция сохраняется, все более расширяется круг проблем, инструментальным средством изучения которых является метод фокус-групп. Так, отечественные исследователи А.Г. Левинсон и О.И. Стучевская отмечают, что «...фокус-группу можно считать сложившимся в своей морфологической определенности комплексом действий и состояний, предметных и информационных средств. Международный рынок исследований существует давно, и фокус-группа — это продаваемая на нем стандартная услуга»2.
Несмотря па широкую популярность метода и достаточно большой объем специализированной литературы по соответствующей проблематике, практически отсутствует в систематизированном виде информация о проблемах, возникающих в процессе его реализации на практике и оказывающих решающее влияние па конечные результаты исследований, проводимых с использованием метода фокус-групп. Такая ситуация порождает некоторую неопределенность эпистемологического статуса
1 Krueger К.Л. The Future of Focus Group // Qualitative Health Research. 1995. V.5. Issue 4. P.524-527. ,
’ Левинсон Л.Г, Стучевская О.И. Фокус-i руины: эволюция метола (обзор дискуссии на конференции liSOMAR) // Мониторинг общественного мнения. 2003. №1. С.46-55.
1.1. Виды интервью в социологическом исследовании
Интервью может называться беседой, разговором, диспутом, спором, допросом или журналистским интервью (пожалуй, самая распространенная ассоциация со словом интервью в обыденном сознании) — суть одна: происходит взаимодействие людей по схеме «.вопрос - ответ», т.е. вопросно-ответная коммуникация.
Еще в античные времена мыслители обратили внимание на то, что определенным образом построенная или тематически направленная беседа является способом получения знания не только о текущих событиях, по и о представлениях, воззрениях и устремлениях людей. Сократ использовал диалог для получения философских знаний. Его метод состоял в том, что сначала необходимо разделить свою мысль на маленькие звенья, и каждую часть этого звена подать собеседнику в форме вопроса11.
Основополагающий принцип интервью практически не изменился со времен античности, так как в процессе интервьюирования контакт между интервьюером и респондентом осуществляется посредством вопросов, которые ставит исследователь, и ответов, которые формулирует и озвучивает респондент. Важным является то, что каждый разговорный жанр имеет свою технику и строится по определенным правилам12.
Метод интервью, в своих различных видах и модификациях, активно используется социологами. Выбор исследователем той или иной разновидности интервью обуславливается, в первую очередь, целями и задачами исследовательского проекта. В связи с этим, в исследовательских практиках присутствует большое разнообразие методик и техник интервьюирования, которые укладываются в десятки классификаций, построенных по различным основаниям.
" История античной диалектики. М.: Мысль, 1972, с.147.
'г Кнале С. Исследовательское интервью М.: Смысл, 2003, с. 15.
14
В частности, Н.В. Веселкова13 отмечает, что существуют классификации интервью, имеющие в своей основе узкие частные критерии, непосредственно интересующие исследователя, и приводит, в качестве примеров несколько классификаций. Ш. Хакере и К. Уоррен1'1 предлагают подразделять виды интервью по степени знакомства интервьюера и респондента. В отличие от них, Дж. Адамс и Дж. Шваневельдт15 выделяют фокусированное, недирективное, клиническое и телефонное интервью как исторически сложившиеся и устоявшиеся разновидности практик интервьюирования. Возможны и другие виды классификации интервью, когда за основу принимаются различные критерии. Характеристики, по которым различаются практики интервьюирования, могут быть сугубо частными или достаточно универсальными. Например, виды интервью могут быть выделены:
по целевому назначению {ретроспективное — имеет целью оценочное 1 воспроизведение прошлых фактов, событий участниками или свидетелями ситуации; интроспективное - имеет целью изучить мнения и оценки людей по поводу текущих событий; прожективное - имеет целыо выявить возможное отношение людей к виртуально возможным событиям или их поведение в потенциально возможных ситуациях);
по типу опрашиваем!,IX лиц (экспертное интервью, интервью простых респондентов, интервью ответственных и/или должностных лиц);
по количеству одновременно опрашиваемых респондентов {индивидуальное (персональное), парное, групповое);
- по процедуре проведения (однократное, многократное (панельное), фокусированное, глубинное (клиническое или интенсивное), ненаправленное);
Веселкова Н В. Методические принципы полуформализованного интерныо // Социология: методология, методы, матемаїичсскис методы. 1995. №5-6. С.28-47.
14 Harkcss Sh., Warren С А В. The Social Relations of Intensive Interviewing Conditions of Strangeness and Science II Sociological Methods and Research 1993. v 28. №3 P.317-339.
15 Adams G.R., Schvaneveldt J.D Understanding Research Methods - N.Y. & London: Longman, 1985.
15