Оглавление
Введение....................................................... 3
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения
государственно-гражданской и этнической идентичностей.......... 17
§ 1. Общетеоретические подходы к изучению феномена
идентичности............................................ 18
§ 2. Подходы к изучению государственно-гражданской и
этнической идентичностей................................ 27
§ 3. Теоретические подходы к изучению межэтнических
установок................................................ 32
Глава И. Дискурсы российской идентичности начала XXI в 40
§ 1. Официальный дискурс государственно-гражданской
идентичности............................................ 41
§ 2 Презентация российской идентичности в национальнопатриотическом дискурсе........................... 60
§ 3. Дискурс идеологов либерально-демократического
направления............................................. 79
Глава III. Государственно-гражданская и этническая идентичности
московских студентов. Потенциал толерантности.................. 87
§ 1. Интегрирующие представления в государственной
идентичности............................................ 94
§ 2. Этническая идентичность студентов.................. 112
§ 3. Межэтнические установки и потенциал
толерантности........................................... 121
Заключение..................................................... 133
Библиография................................................... 137
Приложение..................................................... 150
2
Введение
Актуальность темы исследования. Жизнь в современном обществе с меняющими информационными потоками, перемещением капиталов и работников ставят людей перед необходимостью по-новому осмысливать себя в обществе, определять соотнесение себя с различными социальными группами, пересматривать устоявшиеся социальные идентификации. Британский социолог 3. Бауман в книге «Индивидуализированное общество» начинает главу об идентичности с высказывания своего коллеги Стюарта Хэлла: «В последние годы наблюдается постоянный взрыв интереса к концепции идентичности»1. Это было написано в 1996 г. С того времени интерес и дискуссии вокруг феномена идентичности только возрастали. Это связано с тем, что через идентичность групп изучаются существенные черты современной жизни, состояние общества в странах, регионах, социальных, этнических группах. Актуальность социологического изучения идентичности продиктована необходимостью объективно отразить ее позитивные и негативные проявления, дабы обратить внимание общества на проблемные ситуации, предупредить развитие ксенофобии и экстремизма.
В 1990-е гг. идентичность граждан в российском обществе находилась в состоянии кризиса, менялись базовые представления в ее структуре, снижалось ее значение в сравнении с региональной и этнической идентичностями. Большинство людей работоспособного возраста в России пережило изменения очертаний границ государства, смену общественных отношений, изменение представлений о месте государства в мировом сообществе. Какова новая идентичность людей в Российской Федерации? От того, кем себя чувствуют россияне - уверенными гражданами достойного государства в мировом сообществе или маргиналами, людьми, ответственными за свое отечество, готовыми воспринимать изменения рыночной экономики или остающимися в лоне патерналистских ценностей, зависит оценка состояние общества и самими россиянами, и специалистами
1 Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 17.
3
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
следующем:
- рассмотрены теоретические подходы к изучению идентичности в мировой социологии, выявлена возможность их применения к изучению российской государственно-гражданской идентичности;
- проанализирована трансформация идентичности в официальном дискурсе в пост-кризисный период развития российского общества и в сознании московского студенчества.
- получен вывод о том, что государственно-гражданская и этническая идентичности в сознании московской студенческой молодежи в современных условиях совмещаются и взаимно дополняют друг друга;
- показана эффективность соединения анализа дискурса, формирующего идентичность, и идентичности в повседневных представлениях на примере московских студентов.
Новизна заключается также в доказательстве следующих положений, выносимых на защиту:
1. Государственная идентичность в официальном дискурсе и массовых представлениях в начале XXI в. имела тренд трансформации в государственно-гражданскую идентичность.
2. В официальной идеологии, формирующей государственно-гражданскую идентичность в начале XXI в., доминируют идеологемы сильного государства, державности, безопасности при сохранении идеологем благополучия граждан, достойного места в мире, ориентаций на европейские ценности, соединяющие в себе либерально-демократические и национал-патриотические идеи.
3. Государственно-гражданская и этническая идентичности (потенциально конкурирующие) на данный момент в сознании студентов не противоречат, а взаимодополняюг друг друга.
4. Содержание государственно-гражданской идентичности в официальном дискурсе в основном соответствует массовым общественным
14
представлениям россиян. У студентов-гуманитариев это проявляется наиболее очевидно в сравнении с общероссийскими данными.
5. Представления студентов в сравнении с массовыми настроениями выглядят более открытыми и позитивными: образ врага, потребность в безопасности, ориентация на прошлое как объединяющие идеи востребованы ими в несколько меньшей степени.
6. Межэтнические установки московских студентов, обучающихся по социально-гуманитарным направлениям, относительно более благоприятны в сравнении с установками россиян в целом и, в частности, москвичей. Причинами негативных установок, свойственных части студентов, являются как постоянный фактор - ощущение культурной дистанции, так и ситуативный - ощущение социальной конкуренции.
7. Для изучения государственно-гражданской идентичности эффективным является соединение анализа дискурса, формирующего идентичность, и социальных представлений групп.
Апробация положений диссертационного исследования
Основные положения диссертационного исследования представлены в публикациях автора, а также в виде докладов, подготовленных для научно-практической конференции аспирантов Института социологии РАН «Молодые социологи о трансформациях в России» (сентябрь 2005 г.); семинара в рамках школы молодых ученых «Comparative Political Theory»: «Nationalism» (Екатеринбург, май 2006 г.); Второй научно-практической конференции аспирантов Института социологии РАН «Россия в современном мире: проблемы, тенденции, перспективы развития» (Звенигород, сентябрь 2006 г.); семинара в рамках школы молодых ученых «Comparative Political Theory» (Екатеринбург, ноябрь 2006 г.); круглого стола «Молодежные инициативы в решении миграционных проблем» (Екатеринбург, УрГУ, ноябрь 2006 г.); международной научно-практической конференции «Этнические проблемы в современной России» (Балашиха, апрель 2007 г.).
15
- Київ+380960830922