Оглавление диссертации
Введение...................................................................3
Глава 1. Проблематика социального неравенства в традиции европейской социально-теоретической мысли.............................................14
1.1. Оформление проблем социальных классов в социальной философии и социально-научном знании..................................................14
1.2. Классовый анализ в классической традиции: К. Маркс и М. Вебер.......31
Г лава 2. Классовый анализ в социологических теориях XX века..............47
2.1. Основные тенденции в изменении социальной структуры обществ XX века. ..........................................................................47
2.2. Социологическая концепция Т.Х.Маршалла: гражданство и социальный класс.....................................................................50
2.2.1. Феномен гражданства и основные социальные классы................50
2.2.2. Влияние фактора гражданства на социальную структуру современных обществ.............................................................61
2.3. Концепция «жизненных шансов» и теория социального класса Р.Дарендорфа..............................................................74
2.3.1. Предпосылки создания концепции «жизненных шансов»..................74
2.3.2. Основное содержание концепции жизненных шансов Р. Дарендорфа 90
2.3.3. Влияние жизненных шансов на социальное неравенство в современных обществах...........................................................98
2.4. Классовый анализ и теория «противоречивых классовых позиций» Э.О. Райта....................................................................108
2.4.1. Классовая структура современных обществ и «противоречивые классовые позиции».................................................108
2.4.2. Феномен эксплуатации как необходимое условие существования современных классов................................................122
Заключение..............................................................128
Список литературы.......................................................133
3
Введение
Актуальность темы исследования
Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью социологического осмысления новых фундаментальных социальных явлений и процессов, развернувшихся в обществах на рубеже XX — XXI веков, частью которых являются процессы трансформации системы социального неравенства и социальной дифференциации, а также потребностью проанализировать те социологические теории, в которых и была предпринята разработка проблем социального неравенства. Актуальность диссертационной работы обусловлена также необходимостью рассмотреть и проанализировать эти теории с точки зрения их включения в общий и целостный анализ процесса исторической трансформации систем социального неравенства.
Историческая картина социальных перемен, происходящих в обществах XX века1, демонстрирует фундаментальные изменения в системах социального неравенства. Трансформируются отношения собственности и власти, появляются новые социальные группы, изменяются групповые интересы, способы поведения индивидов. Профессиональная и экономическая дифференциация приобретают сложный и комплексный характер, все сильнее проявляется влияние факторов культуры, образования, индивидуальных вкусов и жизненных шансов. Изменяется степень, интенсивность и природа социального конфликта.
Все эти трансформации требуют социологического осмысления, результатом которого должна стать разработка современной социологической теории социального неравенства. Такая разработка невозможна вне рамок и вне традиции социологического исследования проблем социального неравенства и конфликта, без соотнесения с разработанными в истории социологической мысли подходами к изучению проблем неравенства. Анализ этих теорий и
'См. Полякова Н. XX иск в социологических теориях общества. М.: Логос, 2004
13
социальную структуру современных обществ для адекватного прочтения новой системы классового образования.
Научно-практическая значимость диссертационной работы обусловлена научной ценностью полученных результатов и их новизной. Выводы, полученные в ходе данного диссертационного исследования, способствуют более глубокому и всестороннему анализу современных обществ, а также различного рода их теоретических концептуализаций, прежде всего в перспективе проблем социального неравенства и конфликта.
Собранный материал может быть использован в процессе преподавания истории и теории социологии, при подготовке специальных курсов по теориям социального неравенства, научных докладов и выступлений, а также при определении основных направлений социальной политики и решении проблем социального конфликта.
Апробация исследования
Работа была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории и теории социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Основные идеи диссертационной работы отражены в выступлениях на научных конференциях «Ломоносовские чтения - 2006», «Ломоносовские чтения - 2008», а также в научных публикациях автора, в том числе зри научных статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертационной работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем работы— 142 страницы.
14
Глава \, Проблематика социального неравенства в традиции европейской социально-теоретической мысли.
1.1. Оформление проблем социальных классов в социальной философии и социально-научном знании.
Все развитые общества характеризуются различной степенью распределения материальных и символических благ, вознатраждений и возможностей как в отношении индивидов, так и между группами внутри общества. Все это является причиной того, что в любом обществе обязательно существуют те или иные структуры социальных неравенств.
Обсуждение проблем неравенства, социальной справедливости и обладания естественными правами гражданина берет свое начало в работах античных философов.
Уже в Древней Греции Платон и Аристотель рассматривали вопросы разделения людей на богатых и бедных. Так, Платон в своей работе «Государство» пишет: «... Как бы там ни было, в них заключены два враждебных между собой государства: одно - бедняков, другое - богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств...»15. Граждане государства принадлежат одному из трех классов: правителей, воинов и работников. Каждому их этих классов свойственны определенные функции. Платон является идейным сторонником сословности и жесткой социальной иерархии. «Каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности... кто-нибудь будет земледельцем, другой — строителем, третий — ткачом... »,б.
Платон исключает любые возможности наследовании классового статуса, предлагая упразднение семьи и частной собственности. Равенство возможностей всех детей предполагает равные социальные шансы для
15 Платон. Сочинения и 3-х томах. М.. 1971. Т.З. Ч. 1. С. 89-454.
16 Там же.
- Київ+380960830922