Ви є тут

Социологический анализ основных направлений эволюции концептуального осмысления понятия и оценки качества жизни во второй половине XX - начале XXI веков

Автор: 
Лига Марина Борисовна
Тип роботи: 
дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
195255
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»..........................................15
1.1. Основные теоретические подходы к анализу понятия «качество жизни»........................................................15
1.2. Основные теоретические модели качества жизни: общее
и особенное.....................................................85
1.3. Теоретико-методологический потенциал социологического неовитализма в исследовании качества жизни...................149
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ...................................................177
2.1. Теоретико-методологические основы выявления индикаторов качества жизни...............................................177
2.2. Методики оценки качества жизни............................196
ГЛАВА III. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ....233
3.1. Социальная культура как основа обеспечения качества жизни 233
3.2. Культуроцентричность современного образования как необходимое условие повышения качества жизни.............................258
3.3. Социальная безопасность как условие совершенствования
качества жизни.................................................286
Заключение......................................................311
Библиографический список.........................................315
2
Введение
Актуальность исследования. Рубеж XXI в. человечество перешагнуло в условиях сложных, противоречивых событий, процессов и перемен, затрагивающих судьбы многих стран, народов и коренным образом изменяющих общество.
Существенное влияние на жизнедеятельность современного общества оказали глобализация экономики; возрастание роли интеллектуальных информационных технологий; переход от высокого уровня удовлетворения материальных потребностей к высокому качеству образования, здравоохранения, к формированию нового типа потребления, обогащенного наличием духовных, социальных и культурных благ; изменение отношений между человеком, обществом и окружающей средой. Развитие общества все больше зависит не только и не столько от природных ресурсов, сколько от самого человека, знаний, информации, используемых им технологий. В конце XX - начале XXI вв. общество, переходя от качества товаров к качеству человека, качеству образования, вступило в новую цивилизацию, получившую название «цивилизация качества жизни».
Качество жизни стало средством осуществления реальной социальной политики, целью социально-экономического развития многих стран, критерием научно-технического прогресса, что обусловлено той функциональной ролью, которую оно выполняет на данном этапе развития, а также степенью ее адекватности потребностям и запросам общества и личности.
Обращение к проблемам оценки качества жизни необходимо с целью изучения экономических возможностей стран, а также для анализа перспектив развития человеческого капитала. Эта оценка важна и для определения уровня развития социальной сферы, и для выявления потенциальных возможностей страны и региона.
3
определяться справедливостью и экономической целесообразностью. Все эти факторы будут способствовать увеличению трудолюбия, а стало быть, и росту населения. Рост населения, но мнению А. Смита, является основой процветания страны. А. Смит исходил из того, что люди, обмениваясь, друг с другом результатами труда, услугами, руководствуются своекорыстными побуждениями, стремлением к личной выгоде. Он считал, что стремление к личной экономической выгоде способно обеспечить общественный прогресс [249]. П.Б. Струве, напротив, обращал внимание на важную роль в экономическом поведении, хозяйственной жизни духовных, психологических факторов. Он писал о том, что рост производительности связан с личной годностью. Под личной годностью ученый понимал совокупность духовных свойств, к которым относятся выдержка, самообладание, добросовестность, расчетливость. Если общество хочет быть прогрессивным, то оно должно строиться на идее личной годности как основе и мериле всех общественных отношений. С болью П.Б. Струве пишет о том, что русская революция погасила идею личной годности, которая была утоплена в идее равенства безответственных личностей [263]. П.Б. Струве считал, что экономический прогресс общества основан на деятельности человека и во многом зависит от степени его годности. Качество нового "экономического” человека автор обозначает термином "годность". «Годность» отождествляется им с такими понятиями, как направленность, действенность, эффективность, продуктивность. Главной силой экономического развития ученый считал индивидуализированную годность, как ключевую характеристику работника [263]. Особый интерес для решения проблем управления качеством представляют идеи, высказанные М.И. Туган-Барановским. По его мнению, самой перспективной формой хозяйственной реализации творческих способностей человека является кооперация, основанная на свободе самоорганизации. Кооперация ориентирована на улучшение качества продукции, качества товаров.
33
Кооперация воспитывает нового человека, гармонически сочетающего в себе личные и общественные интересы. Туган-Барановский считал, что уже в рамках капиталистического строя кооперация являет собой пример свободного общественного союза, «осуществляя в своих внутренних отношениях хозяйственный строй идеального общества» [284].
В начале XX в. английский экономист, представитель кембриджской школы А. Пигу в своей работе «Экономическая теория благосостояния» впервые вводит термин «качество жизни». Исследование качества жизни у него осуществляется в связи с анализом понятия «благосостояние».
Причем следует отметить, что теория А. Пигу в какой-то степени послужила основой концепции государства всеобщего благополучия. В своей концепции Пигу рассматривает механизмы обеспечения общего благосостояния, мерой которого выступает национальный доход, определяемый как множество материальных благ и услуг, получаемых за деньги. Общее благосостояние (неэкономическое) понимается в данной концепции как совокупность материальных благ, определяющих степень удовлетворенности желаний человека. Общее благосостояние зависит от экономического благосостояния, которое А. Пигу трактует как общую полезность (богатство). В концепции, выдвинутой Л. Пигу, общее благосостояние характеризовалось тремя признаками: 1) ростом среднего реального душевного дохода; 2) уменьшением неравенства в распределении доходов; 3) возрастанием стабильности дохода в реальном выражении. Наряду с понятием «общее благосостояние» ученый вводит понятие «индивидуальное благосостояние». Индивидуальное благосостояние, по мнению А. Пигу, - это не только экономические аспекты жизнедеятельности личности. Отношение человека к условиям жизнедеятельности выражается в форме удовлетворенности, степень которой может быть различной.
Все стороны жизни человека, кроме экономического положения, измерить невозможно. Основным же критерием измерения экономического
34