Ви є тут

Социологическая модель социальной работы в сфере профессиональной идентификации в современном российском обществе

Автор: 
Волкова Ольга Александровна
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
274
Артикул:
195094
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................3
Глава первая. СОЦИОЛО! ИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.........................................16
1.1. Методологическая специфика становления и развития социальной работы 16
1.2. Роль социологического подхода в социальной работе.................41
Глава вторая. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ..........................................................68
2.1. Междисциплинарная модель профессиональной идентичности............68
2.2. Специфика профессиональной идентификации в социальной работе......83
2.3. Социологическая модификация профессиональной идентичности........104
Глава третья. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ МАРГИНАЛИЗАЦИИ...................................................128
3.1. Концепция маргинализации в мировой социологии....................128
3.2. Особенности маргинализации общества в современной России.........150
3.3. Влияние массовой маргинализации на формирование профессиональной идентичности......................................................171
Глава четвертая. ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ............................................................ 198
4.1. Профессиональная модель личности в социологической «Я-концспции».198
4.2. Ценность профессиональной идентичности в условиях массовой маргинализации 222
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................247
БИБЛИОГРАФИЯ........................................................249
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современных общественных отношений столь противоречиво, что возникает необходимость искать соответствующие категории, способные объяснить те или иные социальные процессы и явления на разных уровнях их формирования. Это актуализирует потребность исследования происходящего в контексте нетрадиционной парадигмы, заданной применением концепции, ориентированной на социальную работу.
Социальная работа — относительно новый вид профессиональной деятельности, соответственно, новая область научного знания и новое направление в подготовке специалистов. В современной научной литературе отмечается неразработанность предметного пространства социальной работы как нового типа научной и практической деятельности, нсразграниченность этого пространства с другими областями научного знания, недостаточное выявление межнаучных теоретических и практических связей и взаимовлияний, в первую очередь, на стыке социальной работы и социологии.
Тема приобретет большую актуальность в связи с Национальными проектами Российской Федерации, которые сегодня позиционируются как ключевой вопрос внутренней государственной политики; на современном этапе Национальные проекты являются стимулом и катализатором системных преобразований в отраслях «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие АПК». Это важно, прежде всего, потому, что основными факторами качества жизни взрослого населения России являются средний доход на одного члена семьи — его воздействие особенно сильно на женщин — и профессиональная занятость, воздействие которой особенно сильно на мужчин. Исследовательский интерес к проблеме обусловливается также тем, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет и в 2016 г. составит 709 человек [551.
Социологическая по большей части своей сущности социальная работа предполагает такое теоретическое многообразие в исследовании жизненно важных проблем, которое с неизбежностью строится на междисциплинарном синтезе философского, экономического, психологического, антропологического, исторического, медицинского (включая ювенологию, акмеологию и геронтологию) подходов к социальной работе.
Одним из эффективных социологических методов в социальной работе по профессиональной идентификации является моделирование. Широкое проникновение метода моделирования в социологию предваряет создание системных концептуальных схем социальных явлений и процессов, ориентированных на выбор средств формального
3
оценено состояние социального объекта и насколько верно выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.
Цикл преобразовательной практики можно представить следующим образом: «диагноз — прогноз — программа — внедрение».
Социальная диагностика (греч. (Ца^о$ико$ — способный распознавать) — это, во-первых, определение и сущностная характеристика социальных процессов, необходимые для их последующего анализа; во-вторых, выявление, распознавание социальных болезней и максимально точное их определение с изучением, анализом и характеристикой породивших их причин; и, в-третьих, совокупность методов по установлению и оценке социальных отклонений и болезней [210, с. 122].
Во всем многообразии определений диагностики, даваемых в рамках различных предметных сфер и направлений практической деятельности, представляется оправданным выделить два:
1) процесс, смысл которого состоит в выявлении причин или условий возникновения социальной болезни, патологии, дисфункции;
2) взгляд на диагностику как на процесс, сводящийся к выявлению перечня косвенных признаков, в совокупности характеризующих данный тип патологии.
На основе последнего можно предсказать дисфункции и процесс развития социальных болезней, определить основные направления практической социальной работы.
В нашем случае социальная диагностика — это методологический инструмент, заимствованный социальной работой из социологии, который даст необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий социальной работы.
Принадлежность диагностики в социальной работе к числу собственно социологических методов может быть определена на основе сочетания ряда факторов:
- технология социальной диагностики в социальной работе создается на фундаменте и в рамках социологической науки — в данном случае социология выступает в качестве методологической основы социальной работы;
- до известной степени диагностика может быть задана спецификой изучаемого объекта;
- данная технология может быть осуществлена на основе предмета, целей и направлений социологической деятельности.
26
Профессионализм социальной работы требует точного анализа социальной ситуации и социальной проблемы, и нужно, чтобы специалисты владели методами, навыками диагностирования социальных ситуаций, и, опираясь на его результаты, могли вырабатывать и осуществлять целенаправленные меры. Обратимся к методам, которые, на сегодняшний день, считаются собственно методами социальной работы.
Одним из важнейших среди них является социальный эксперимент, в свое время заимствованный социальными науками из естественных. Однако применение этого метода при изучении клиентов весьма проблематично по этическим основаниям. При лабораторном эксперименте исследователи искусственно создают ситуацию, часто провоцирующую респондента, наблюдают и документально фиксируют поведение, проявляемые реакции, вербальные мнения и оценки испытуемого. Подвергая критике лабораторные эксперименты в социальной работе, мы склоны положительно оценивать естественные эксперименты, так как при естественном эксперименте исследователь пытается воспользоваться объективно создавшейся ситуацией, связанной с изменениями социально-экономической и социалыю> политической жизни общества.
Г. Бернлер и Л. Юнссон считают важным выделить такой метод сбора информации в исследованиях проблем социальной работы, как диалог, подчеркивая, что диалог — это, прежде всего, взаимодействие клиента и специалиста, в котором они оба могут задавать вопросы и давать ответы [261. В данном случае, на наш взгляд, диалог — это процесс взаимодействия, в котором специалист социальной работы, исходя из имеющейся информации, формирует свои гипотезы, осуществляет вмешательство, следя за реакцией клиента.
Наряду с указанными методами, предназначенными для сбора и анализа первичной информации, оправдано использование метода вторичного анализа. В социальной работе цель такого метода состоит в том, чтобы изучить данные по-новому, в соответствии с иными исследовательскими задачами. Специалист отказывается от проведения повторных исследований и использует уже накопленный материал, гак как сочетание собственных исследований и проработанных материалов дает большие возможности. Вторичный анализ используется в социальной работе все более широко потому, что он относительно недорог, позволяет проводить сравнение между группами, народами и временами, облегчает воспроизведение данных и позволяет рассматривать вопросы, которые первоначально не были затронуты.
В настоящее время в практике социальной работы очень широко используется система методов и способов прогнозирования. Методика прогнозирования здесь включает в себя следующие этапы исследования:
27