ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение............................................................3
Глава 1, Теоретико-методологический анализ социальной конвенцио-
нальности в контексте теорий интеграции............................19
1.1 Традиционная интерпретация социальной интеграции в социологии: объективистский подход.....................................................19
1.2 Идеи социальной конвенциональности в субъективистских и объективистско-субъективистских социологических теориях..........................44
1.3 Теоретическое осмысление феномена социальной конвенциональности ..70 Глава 2. Конвенциональное взаимодействие: понятие, сущность, структура и механизмы........................................................95
2.1 Понятие и сущность конвенционального взаимодействия...............95
2.2 Типология социальных конвенций (конвенциональных взаимодействий) 114
2.3 Структура и механизмы социальных конвенций: интенции, стратегии, отношения .............................................................134
Глава 3. Конвенционалыюсть социальных миров..........................156
3.1 Конвенциональные тенденции интерсубъективного конструирования социальных миров.........................................................156
3.2 Проблема «погружения» социального субъекта в процессе взаимодействия социальных миров.....................................................178
3.3 Условия взаимодействия интерсубъективных миров..................189
3.4 Диахронная конвенционалыюсть и конвенциональные отношения.......
между поколениями как условие социальной интеграции.................207
Заключение..........................................................232
Список литературы...................................................243
У
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В фокусе внимания современной теоретической социологии в последнее десятилетие оказались проблемы объединения социальных субъектов в надперсональные общности. Решение данных проблем не представляется возможным'без формирования новой эвристической модели социальной интеграции, адекватно отражающей социальную действительность. Необходимость изменения теоретических моделей интеграции продиктована усложнением социальной системы и ускорением развития общества. Последние закономерно приводят к многочисленным конфликтным и кризисным ситуациям, придавая остроту' всем вопросам объединения субъектов. Возникающие как следствие развития общества новые формы и способы интеграции требуют изучения. В современных социологических трудах констатируется, что в настоящее время целостность социальной системы уже невозможно обеспечить посредством норм и действий, имеющих принудительный характер, тогда как все большее значение приобретают конвенциональные взаимодействия между социальными субъектами, основанные на добровольном принятии каких-либо условностей (правил) и дающие возможность установления позитивных, всех удовлетворяющих отношений.. Следствием таких взаимодействий становятся соглашения между людьми и социальными общностями, а суммарным результатом - социальное согласие.
Учитывая тот факт, что конвенциональные взаимодействия становятся практикой повседневности, социология не может игнорировать проблему проявления конвенциональности в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Становится очевидным, что на практике невнимание к установлению конвенций в межличностных отношениях оборачивается как личностными проблемами, так и дестабилизацией организационных структур. Дезинтеграция в обществе, проявляющаяся через многочисленные этнические,
3
3. структурно-функциональныйу рассматривающий социальную инте-грацию через функциональные взаимодействия, посредством которых выстраиваются социальные структуры, составляющие основу процесса и поддерживающие ее состояние (Т. Парсонс, А. Радклифф-Браун, П. Сорокин и др.)
4. системный, понимающий социальную интеграцию как внутренне присущее самоорганизующейся системе свойство объединения ее частей и поддержания их взаимосвязи, что обеспечивает гомеостатическое состояние системы в целом (Г. Спенсер, И. Пригожин и др.)
5. информационно-системный у рассматривающий свойства информации к упорядочиванию и самосохранению как причину интеграции социальных систем (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, А. Моль и др.)
Поскольку любое универсальное определение не может раскрыть в полной мере столь сложный феномен, сущность социальной интеграции принято объяснять через некоторые, ее характеризующие моменты. Так, Э. Шилз выделяет основные интегрирующие факторы, к которым относит центральную власть, согласие, территориальную целостность и культуру. Данные факторы помогают описать нормативную по сути модель интеграции «от периферии к центру». Но более полно понять сущность и механизмы социальной интеграции помогают следующие, ставшие уже традиционными характеристики:
• социальный порядок как процесс, задающий соответствующие структуры и демонстрирующий содержание социальной интеграции;
• социальный консенсус как специфический «договор» между социальными субъектами всего надперсонального сообщества посредством некоторой нормативной (устной и письменной) системы, характеризующий формы социальной интеграции;
• социальная солидарность, являющаяся свойством коллективного сознания и предстающая как некое стремление индивидов объединяться в общество; характеризует интенции социальных субъектов внутри интегрированной общности и формы социального консенсуса;
25
• социальная сплоченность, представляющая собой количественный и качественный показатель устойчивости и массовости социальных связей внутри интегрированной общности;
• социальное согласие как результат интеграции, выступающее характеристикой состояния, которое достигается в результате интеграции;
«
• социальное взаимодействие как средство социальной интеграции и способ достижения социального согласия.
Следует отметить, что все выявленные характеристики представляют самостоятельный интерес, однако проблема заключается в том, насколько полно они описывают и объясняют интеграцию вообще и интеграцию современного общества в частности. Тем не менее, намерение создать теоретическую модель социальной интеграции заставляет обратиться ко всем вышеуказанным характеристикам.
Наиболее общей среди перечисленных характеристик является социальный порядок. Социология всегда отталкивалась от того что данный феномен существует a priori. Он может нарушаться и изменяться, но сам факт его существования неоспорим, ибо подтверждается действительностью. Существование
социального порядка не вызывает сомнений, поскольку общество всегда стре-
«
мится:
1) к установлению повторяющихся связей;
2) к иерархическим отношениям;
3) к постоянному поддержанию гомеостазиса, который то и дело нарушается в результате социальных конфликтов.
Таким образом, социальный порядок как характеристика социальной интеграции фиксирует существующую упорядоченность и целесообразность рассматриваемого процесса.
Сама проблема существования социального порядка могла появиться только в контексте нормативной парадигмы, ибо в порядке изначально заложена детерминистская сущность, он предполагает наличие системы норм,
26
%
- Київ+380960830922