Ви є тут

Деятельностная парадигма : Методология социологического анализа

Автор: 
Салькова Татьяна Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000266995
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ В СОЦИОЛОГИИ.....................................9
§1. ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК АКТИВНОСТЬ.....................12
§2. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.................44
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ С СОЦИАЛЬНО-СТРУКТУРНОЙ И КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНОЙ ПАРАДИГМАМИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ...........72
§1. ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНО-СГРУКТУРНАЯ ПАРАДИГМЫ В СОЦИОЛОГИИ..........................72
§2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ И КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ.............99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................117
БИБЛИОГРАФИЯ...................................123
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................147
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертации обусловлена тремя основными причинами. На фоне общецивилизационных динамических, коммуникационных изменений на рубеже XX - XXI вв. обострились противоречия бытия человека в его отношении к природе, взаимодействии с другими людьми, в социальной реальности. Заметен рост деструктивных тенденций человеческого существования, сопровождающихся нарастанием глобальных проблем цивилизации. Кроме того, возникают новые формы (образцы) деятельности - парадигмы - во всех сферах человеческого существования. Усиление интегративных тенденций в человеческом сообществе диктует необходимость поиска оптимальных деятельностных стандартов (парадигм), основанных не на экспансии человека, а на коэволюционных началах. Развитие цивилизации повышает значение деятельности отдельного человека, а значит, и его свободы и ответственности. Мы все больше осознаем необходимость отказа от идеи тотального овладения, подавления и господства и установления равноправных, партнерских, соразмерных отношений с тем, что находится вне человека - с природными процессами, с другим человеком, с ценностями культуры, социальными процессами.
Феномены парадигмизации деятельности и поведения вызывают потребность в формировании относительно устойчивых методов эффективного решения предметных проблем складывающимися сообществами специалистов-ученых. Опыт применения парадигм деятельности в изменяющихся условиях высвечивает новые проблемы социологического анализа деятельности. Интегративные процессы в современном мире вызывают необходимость анализа и обобщения
16
характеризует высокую степень интенсивности жизнедеятельности, в то время как понятие «не-активность» («пассивность») - се относительную замедленность, покой и т.п. Пассивность выступает и как этап, предшествующий активности.
В качестве активностного аспекта может рассматриваться реализация в деятельности собственных целей, потребностей и программ индивида. К пассивностным аспектам деятельности могут быть отнесены стратегия невмешательства, отказ от действия, «терпеливое приятие», «созерцание» как способ социального существования, реализация целей и программ доминирующих в данном взаимодействии индивидов, групп, общностей, институтов1. [12]
Активностные аспекты деятельности (явно или неявно дифференцированной как формы поведения) в той или иной степени анализируются в рамках парадигм социального поведения (бихевиоризм, теории социального обмена) и социальных дефиниций (теории социального действия (М.Вебер, Т.Парсонс), символический интеракционизм, феноменология и этиомстодология)2. [133. С.74] Отличие между данными парадигмами состоит в подходе к анализу поведения: первая исходит из представления о поведении как единственной социальной реальности, вторая исследует поведение с позиции
1 См. Приложение: 5А.
2 Безусловно, конкретизация деятельностной парадигмы как формы мышления имеет большую историю в социологии и уходит корнями к О.Конту и Г.Спенсеру. Рассмотреть все существующие образцы (формы) воплощения деятельностной парадигмы в рамках одной работы невозможно, поэтому сосредоточу внимание на наиболее значительных моделях в социологии XX века.
17
взаимообусловленности социальной реальностью (совокупностью символов и значений).
Согласно бихевиоризму, возникшему на рубеже XIX - XX вв. в психологии, а затем и в социологии, решающую роль в определении поведения играют внешние, а не врожденные факторы. Концепция внешней обусловленности человеческого поведения воплотилась в формуле «стимул - реакция», которой бихевиористы объясняли любые поведенческие акты, сначала чисто животные, а затем и все человеческие, в том числе и язык, и общественную деятельность человека (Дж.Уотсон, К.Янг, Ф.Аддер). Биологизм и редукционизм являются характерными чертами социального бихевиоризма.
Бихевиоризм утверждает, что “сознание” недоступно для “объективного” наблюдения и что социология должна ограничиться изучением поведения, доступного наблюдению. Он отбросил понятие сознательности, ощущения, восприятия, воли, образа, умственного опыта и роли мотивов в определении поведения. Те категории, которые бихевиоризм сохранил из старой психологии, например, мышление и эмоция, были заново определены как формы наблюдаемой или непосредственно логически выводимой деятельности. Таким образом, основополагающим методологическим принципом бихевиоризма является объективизм.
Сознание и познание также объяснялись с точки зрения реакции на внешние воздействия и не рассматривались как регуляторы поведения. Из анализа поведения были исключены ощущения, восприятие, воля, образы, мотивы, ценности, чувства и цели, толкование которых, по мнению бихевиористов, не может быть объективным. Так, например, Дж. А. Ландберг считал, что “для социолога является “ненаучным” и
“мистическим” иметь дело с мотивами, ценностями, чувствами и целями,