Содержание.
Введение............................................................3
Раздел 1 Основные составляющие глобализации в сфере высшего
образования............................................................25
Раздел 2 Болонский процесс как важнейший компонент глобализации
высшего образования.....................................................70
Раздел 3 Перспективы российского высшего образования в условиях
конкуренции на мировом рынке образовательных услуг.....................112
Заключение....................................................... 149
Список использованной литерату ры.................................157
Приложения........................................................188
2
Введение.
Актуальность темы исследования. Мировая система в современности характеризуется общностью многих процессов, которые происходят в различных сферах и протекают во многом одинаково, вне зависимости от каких-либо особенностей страны. Такие сферы как экономика, политика, культура подвергаются идентичным изменениям и влиянию во всем мире, различаясь только небольшими национальными аспектами, которые зачастую совершенно незначительны. Не стала исключением и система высшего образования, признаваемая' на данный момент самой важной и нуждающейся в постоянном соответствии всем требованиям изменяющегося мира, а потому просто обязанная, реагировать на любые трансформации общества. По этой причине, многие процессы; которые происходят во всем мире, характеризуются практически полной идентичностью, что позволяет трактовать их с позиции глобализации, более того, что касается этих тенденций в сфере высшего образования, их количество достаточно сильно ограничено в силу специфики области применения, что позволяет их классифицировать и выделить с большей точностью.
Основным двигателем прогресса и самой* большой ценностью в мире
признаются знания, поэтому высшая школа каждого стремящегося к
поступательному развитию государства должна отвечать некоторым общим
для всего мира требованиям, чтобы соответствовать тем условиям, которые
на образование возлагает и новая система экономики, и новая система
международного устройства, и потребности самого государства.
Существующая система, российского высшего образования не. отвечает
современным потребностям не только- государства, но и общества,
являющегося элементом рынка труда, что подчеркнуло необходимость
изменения этой ситуации. Основой начатой трансформации явилась
глобализация, которая через модернизацию системы профессионального
образования должна изменить и • представление общества о высшем
образовании, его роли в этой сфере и назначении университетов, в
3
Чернышевского специальностей «Социология», «Регионоведение», «Государственное и муниципальное управление».
В работе также были использованы нормативно-правовые документы, международные договоры и декларации; данные социолопгческих исследований Аналитического центра Юрия Левады («Левада-Центр»), проведенных в 2006 году (метод — анкетирование, N = 1600).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- представлена классификация и характеристика тех направлений, которые подразумеваются при употреблении понятия глобализация в сфере высшего образования;
- дано авторское определение термину «глобализация образования» применительно к области высшего образования, с попыткой максимально полного охвата всех его выявленных аспектов;
- раскрыты причины системных и структурных трансформаций высшего профессионального образования, инициированных на государственном уровне (Болонский процесс);
- приведены практические данные, подтверждающие низкую степень реализации направлений глобализации в сфере высшего образования в Российской Федерации, зависящих от инициативы и самостоятельнойработы учащихся, что в наибольшей степени сказывается на информатизации и некоторых аспектах Болонских преобразований;
- обозначены предполагаемые последствия влияния направлений глобализации образования на российское общество, ориентированных на изменения оценки предназначения и сути высшего образования;
- обобщены сложности и некоторые возможные проблемы реализации тех аспектов Болонского процесса, которые подавляющим большинством исследователей рассматриваются как бесспорные плюсы;
- обоснован вариант развития аспектов глобализации без ориентации на
внешние ресурсы, а с использованием внутренних возможностей,
19
предложены, практические рекомендации и варианты нейтрализации негативных последствий воплощения Болонских преобразований и принципов ВТО;
- опровергнуты некоторые из негативных тенденций в том числе и для культурно-исторической составляющей образования, которые должны были последовать после претворения в жизнь преобразований согласно декларации о гармонизации европейской системы высшего образования и требований для этой сферы Всемирной торговой организации.
Полученные в результате исследования выводы автор формулирует как положения^ выносимые на защиту:
1. К наиболее значимым аспектам глобализации в высшем образовании можно отнести такие направления- как информатизация* высшей школы, интернационал изационное взаимодействие университетов, интеграцию высшего образования, начиная' от тесного- взаимодействия ВУЗов по их собственной ■ инициативе и заканчивая- инициированными на государственном уровне реформами, вестернизацию как направление изменения культурно-исторической составляющей высшего образования и решения, проблем развитых стран за счет развивающихся, набирающую обороты теорию маркетизации сферы высшего образования, хотя как отдельная тенденция-глобализации она выделяется редко.
2. Направления глобализации практически не существуют в чистом,
обособленном от других направлений виде, чаще всего они существуют в
различного вида комбинаторных формах. К основным, наиболее значимым
видам глобализации образования, сочетающим в себе почти все ее
направления, относят Болонский процесс и влияние принципов Всемирной
торговой организации на сферу образовательных услуг. Государственное
стимулирование внедрения этих видов глобализации в российское высшее
образование было вызвано распадом его структуры и превращением системы
образования в разрозненные элементы и, как следствие, повсеместным
падением эффективности и качества предоставляемых образовательных
20
- Київ+380960830922