Ви є тут

Социализация в переходном обществе : Теоретическое моделирование и социокультурный контекст

Автор: 
Воробьев Владимир Павлович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
270753
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Воробьев, Владимир Павлович
Социализация в переходном обществе (Теоретическое моделирование и социокультурный контекст) [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра социол. наук:
22.00.01 -М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской
Государственной Библиотеки)
Теория, методология и история социологии
Полный текст:
11^р: //<1±зз . гэ! . ги/с!±зз/02/0290/020290010 .рс1£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Воробьев, Владимир Павлович
Социализация в переходном обществе (Теоретическое моделирование и социокультурный контекст)
Пенза 2001
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
26
ориентацией теории социализации на специфические психологические характеристики раннего возраста, отличающегося синкретизмом социальных установок.
3. В условиях, когда ставится вопрос о новых, рациональных параметрах социального поведения людей, следует уточнить границы использования концепции полипарадигмальности в моделировании процессов взаимодействия между формирующейся личностью и конкретными агентами социализации. Целый ряд теоретических моделей (классический бихевиоризм, ролевая теория, концепция когнитивного развития, теория имитации) и в теоретическом, и в инструментальном плане гораздо продуктивнее фиксируют закономерности этих процессов, когда их соотношение рассматривается не как взаимодействие парадигм, а как соотношение моделей, описывающих влияние на становление разных уровней личностных диспозиций. Последний вывод имеет отношение к процессам социализации и в переходных, и в стабильных обществах.
4. В ситуации, в которой привычные механизмы межгенерационного взаимодействия начинают давать сбои, резко возрастает значение разработки технологического аспекта теории социализации. Данная проблема может быть разрешена только в том случае, когда представление о структурной дифференциации моделей социального влияния на формирование личности будет усвоено не только в рамках социологического сообщества, но и в среде, имеющей непосредственное отношение к деятельности основных агентов социализации.
5. В современной отечественной педагогической теории по-прежнему преобладают синкретические представления о технологиях социализации. Социологический анализ современных дидактических текстов, описывающих методики воспитания, позволяет констатировать - эта теория пока еще ориентирована на воспроизводство ценностно-рационального типа социального поведения. Это не позволяет ей самостоятельно решать проблему реализации
27
технологического подхода к вопросам социализации и ресоциализации в условиях культурной модернизации.
6. Особое место в системе механизмов приобщения личности к культуре рационально-правового типа приобретает идеологическая трансляция. Главным условием эффективности такой трансляции является относительно автономный характер передачи ценностных и рационально-проектных компонентов культуры от поколения к поколению. При этом продуктивная постановка проблем деидеологизаци образования в современной России зависит от конкретизации параметров такой деидеологизации (фиксация стадии социализации, четкие указания на то, какой аспект общественного мировоззрения трактуется как идеологический, постановка вопроса о границах, за пределами которых деидеологизация означает отказ от самой ценностной трансляции).
7. Существуют серьезные противоречия между официально провозглашенными целями модернизации социального поведения и некоторыми тенденциями в отечественной теории социализации. Так, современная трактовка педагогики как теории образования (а не воспитания) в реальном российском контексте объективно означает снижение интереса к проблемам ценностной трансляции, рост популярности поликультуралистских («мягких») концепций социализации в сочетании с сохранением синкретических представлений о механизмах социального поведения ведет к аналогичному результату. Такие тенденции в целом несовместимы с постановкой задач формирования целерационального типа поведения и чреваты усилением иррациональных элементов в общественном сознании.
8. Необычная популярность идеологии «мягкой» социализации в ее наиболее радикальных формах в современной России вызвана целым комплексом причин, связанных со спецификой нынешнего переходного периода:
- общей дезориентированностью общественного сознания и отсутствием минимального ценностного консенсуса в обществе;