Ви є тут

Социологическая концепция гендерного конфликтогенеза

Автор: 
Коростылева Наталья Николаевна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
195250
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
2
СОДЕРЖАНИЕ
4
ГЛАВА I. Гендерный конфликтогенез:
понятие, сущность, содержание......................................16
1.1. Конфликт как предмет социологического анализа.................16
1.2. Понятие гендера в научной мысли...............................34
1.3. Гендерный конфликт как разновидность социального конфликта 45
1.4. Теоретико-методологические подходы к изучению гендерного конфликтогенеза....................................................53
ГЛАВА II. Основные концептуальные модели гендерного конфликтогенеза....................................................78
2.1. Философские основание анализа феномена пола
I
и обоснования конфликтного взаимоотношения начал...................78
2.2. Социобиологическая модель гендерного конфликтогенеза..........97
2.3. Феминистский проект гендерного конфликтогенеза...............107
2.4 Гендерный конфликтогенез в классической
и неоклассической социологии......................................141
ГЛАВА III. Теоретические предпосылки социологического изучения гендерного конфликтогенеза........................................162
3.1. Системные и синергетические исследования криптоционной
реальности........................................................162
3.2 Гендерный конфликт: взаимодействие криптоционной и социальной реальностей............................................176
3.3. Эволюция гендерного конфликта: цивилизационный подход 189
ГЛАВА IV. Социологический анализ гендерных конфликтов в современном российском обществе...................................220
4.1. Типология гендерных конфликтов...............................220
4.2. Анализ гендерных конфликтов в современной российской семье 276
ГЛАВА V. Стратегия формирования в обществе основ цивилизованной гендерной конфликтности............................298
4.1. Гендерно-согласительное общение
как источник ослабления гендерного конфликта на микроуровне.......307
4.2. Гендерная политика как путь достижения консенсуса
и компромисса в гендерном конфликте на макроуровне................329
Заключение........................................................344
Список использованной литературы..................................356
38
дителя-ребёнка, домашнего очага, интимности и т.д., которые построены так, чтобы напрямую подчинить женщину в различных «сценах» социального проявления половой коммуникации.
Г. Гарфинкель так же, как и И. Гоффман, активно включился в исследовательскую практику по анализу гендерных отношений с точки зрения деконструкции пола в социальной среде. Исследовательская группа учёного, изучая транссекуальность на примере девушки Агнес, пришла к выводу, что гендер создаётся через взаимодействие. Агнес воспитывалась как мальчик, но потом, изменив пол при операции, стала женщиной. В связи с изменением биологического пола перед Агнес встала задача другого плана - стать женщиной, пройти школу женского опыта, не имея врожденных черт женственности. Гарфинкель называет её «методолог-практик», создавая тем самым собственную методологию - этнометодологию, которая стала впоследствии ещё одним источником теории социального конструирования гендера. Учёный, проанализировав данный опыт, выделил два понятия: «биологический пол» и «категоризация по признаку пола» (Здравомыслова, Темкина, 1999: 46). Биологический пол понимался им как совокупность чисто биологических признаков, которые являются только предпосылкой к отнесению индивида к той или иной социополовой группе. Категоризация по признаку пола представляет собой социально окрашенное приписывание того или иного лица к биологическому полу за счёт некоторых атрибутов, присущих мужскому или женскому полу. Процедура «приписывания» постоянно сопровождает повседневное человеческое взаимодействие, для того чтобы один из участников общения не попал в проблемную ситуацию по определению пола другого участника, то есть не попал в ситуацию гендерной проблемы (gender trouble).
К. Уэст и Д. Зиммерманн, американские исследователи, в книге «Социальная конструкция гендера», учитывая опыт И. Гоффмана, И. Гарфинкеля и ряда других авторов, представляют своё видение проблемы. Они полагают, что необходимо разделить некогда единое понятие «пол» на собственно пол, категорию принадлежности к полу и гендер. Продолжая анализировать проблему Агнес, авторы заключают: чтобы стать женщиной, девушка должна была не только показать свою принадлежность женскому полу, выраженному в опре-
39
делённых атрибутах одежды и поведения, но и пройти школу «тайного ученичества», создать свой гендер. Создание гендера (doing gender) состоит, по их мнению, в управлении ситуациями (несмотря на их специфику) таким образом, чтобы поведение рассматривалось (или может рассматриваться) как ген-дерно соответствующее или гендерно не соответствующее, то есть подотчетное в конкретном контексте (Уэст, Зиммерманн, 1997: 107). Под подотчётностью учёные понимают действия членов общества с учётом того, как они будут интерпретированы и охарактеризованы воспринимающей стороной. Подотчётность позволяет действующим лицам выстраивать свои действия в определенных обстоятельствах так, чтобы дать возможность другим принимать во внимание те обстоятельства, которые делают действие таковым, каковым оно является. К. Уэст и Д. Зиммерманн пишут, что «индивид, включённый виртуально в любой вид деятельности, может рассматриваться как совершающий эту деятельность либо как женщина, либо как мужчина ... И,- заметим, «делать» гендер — это не всегда означает жить согласно нормативным представлениям о женственном или мужественном; это означает быть включённым в различные виды деятельности в условиях гендерной оценки» (там же: 108). Ресурсами создания гендера они считают физические характеристики социального окружения, стандартные социальные ситуации, практики формирования гетеросексуальных пар и человеческие идентификационные дисплеи. Авторы предлагают также ещё одно поле для исследования - это «рекрутирование гендерной идентичности». Данный термин приходит на смену понятию полоролевой социализации и предполагает социальную модель становления гендерной идентичности. Практики причисления к категории по полу будут являться существенными для процесса обучения и демонстрации женского и мужского поведения. Вначале дети различают себя по критерию социальной компетентности, учась продуцировать поведенческие дисплеи мужской и женской идентичности, а потом усваивают гендерные идеалы в качестве «правильных» способов поведения и существования в обществе. Избежать «рекрутирования» гендерной идентичности и создания гендера невозможно, так как создание гендера придаёт нормальность и естественность социальным отношениям, делает эти отношения легитимными способами организации социаль-