Ви є тут

Эволюция ценностного сознания современного российского студенчества

Автор: 
Гегель Людмила Арнольдовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000242391
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение........................................... 3
Глава 1. Современные социокультурные процессы в России и 42 отношение к ним молодежи и студенчества....................
1.1. Понятие модернизации и модели модернизации 42
современной России................................
1.2. Российский менталитет и его современная 62 характеристика
1.3. Современная российская молодежь и ее социально- 77 демографические характеристики.........................
‘ 1.4. Массовое сознание современного российского 98
студенчества......................................
Глава 2. Высшая школа как транслятор культуры: мнения 128
студентов ........................................
2.1. Социокультурные характеристики дореволюционной и 128 советской высшей школы России............................
2.2. Современная российская высшая школа и отношение 150 студентов к происходящим в России переменам..............
2.3. Социальная защита студенчества...................... 169
« 2.4. Высшая школа как транслятор культуры в 183
современном кризисном обществе....................
0 Глава 3.' Социальные представления и стереотипы сознания 215
современного студенчества.........................
3.1. Теоретический анализ становления социальных .215
представлений.....................................
3.2. Формирование стереотипов сознания: теоретические и 237 эмпирические аспекты..............................
3.3. Эволюция ценностных миров молодых россиян 259
3.4. Ценностные ориентации студенчества.................. 276
Заключение ......................................... 290
Библиография....................................... 301
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях современного модернизирующегося мира сохранение и приращение культуры, всех значимых сфер бытия, его экономических, социально-политических, коммуникативных составляющих,
непосредственно зависит от трансляции подрастающим поколениям тех культурных образцов, знаний, ценностей, норм и идеалов, которые в состоянии обеспечить не только разрешение многообразных глобальных проблем современности, а значит само выживание человечества, но и сделать это гуманистическими средствами и методами.
В конце XX века с особой актуальностью обсуждаются проблемы модернизации человечества. В рамках теоретической социологии, политической философии, культурологии и исторического знания созданы многообразные концепции и модели модернизации, в каждой из которых обращается самое серьезное внимание на проблемы адаптации новых поколений к быстро меняющимся социокультурным процессам современности. Наиболее значимым* и эффективным средством адаптации по праву считается образование, обеспечивающее необходимую меру соотношения традиций и новаций в знаниях, нормах и эталонах культуры. Инвестиции в образование становятся всё более значительными во всех странах мира, независимо от того, осуществляют они первичную или вторичную модернизацию.
Статистика неопровержимо свидетельствует о том, что несмотря на предпринятые усилия со стороны большинства стран мира, образование во второй половине XX века превращается в глобальную проблему современности, т.к. население Земли увеличивается значительно быстрее, чем растут инвестиции в образование. Поэтому количество неграмотных взрослых на планете не уменьшается, а увеличивается, что означает рост
3
четко проявил себя этот путь после второй мировой войны, когда разрушенная войной Япония начала модернизацию с того, что стала давать своим подрастающим поколениям бесплатное общее образование: сначала неполное среднее, потом в объеме 12 классов, благодаря чему экономически активное население Японии стало своего рода примером для других высокоразвитых индустриальных стран мира, как с точки зрения производительности, так и с точки зрения культуры труда. Причем особенностью модернизации в Японии являлось и является неразрывное единство вековых японских традиций и новейшей техники и технологии, которое и составляет главную основу «японского чуда».
В истории многих народов можно достаточно четко отследить и третий путь модернизации, который связан в первую очередь с преимущественно политическим, силовым решением проблем модернизации общества. Именно этот путь наиболее драматичен. Он, рождая массовые движения «за» и «против» модернизации, обостряя социальные конфликты в обществе, ведет к неоправданно высокой растрате сил и средств. Россия относится именно к таким странам, т.к. процессы модернизации в российском обществе всегда были неразрывно связанными с реализацией модели догоняющей (иди запаздывающей) модернизации.
Этот путь был характерен не только для современных демократов или недавно еще стоящих у власти коммунистов. Он в достаточно полной мере проявлялся и у Петра Великого и, у Ивана Грозного. Некоторые даже считают, что догоняющая модернизация началась на Руси еще при Владимире Красном Солнышке, заставившем своих поданных принять христианство.
45
В работах исследователей1 российского пути модернизации привлекает один значимый вывод: проводя модернизацию, практически все исторические деятели России осуществляли реформы, исходя из своего понимания пользы или выгоды для России того или иного пути. Меньше всего они во все времена обращали внимание на существовавшие в обществе социокультурные традиции, нравственные нормы и другие культурные образцы, которые составляют собственно культурное поле этноса, образуя его менталитет. Отсюда возникала иллюзия реформаторов о благодетельном воздействии их деятельности на «темный и неразумный народ», как правило, всегда противящийся реформам очередного благодетеля.
Современный непредвзято настроенный исследователь модернизационных процессов, без сомнения, может выделить и еще целый ряд специфически проходящих изменений в той или иной сфере жизни общества, начавшего радикально изменяться под влиянием внутренних или внешних обстоятельств.
Однако в любом случае модернизация всегда касается наиболее значимых сторон жизни общества -.производства, обмена и потребления, социальных институтов, духовных ценностей, политических и правовых предпочтений, изменения соотношений между старыми и новыми символами культуры.
Модернизация неизменно влечет за собой изменение социальной структуры общества, появление новых социальных групп, изменения в соотношении их статусных позиций и появление нетрадиционных, других, по сравнению с предшествующей эпохой, социальных ролей у всех групп населения.
1 Громыко Ю. Стыки. М., 1993; Кризис современной цивилизации: выбор пути. М., 1992; Модернизация и национальная культура. М., 1995 и др.
46