Ви є тут

Межкультурная коммуникация в системе социологического знания

Автор: 
Могилевич Бронислава Рафаиловна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2010
Артикул:
302405
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ...................................................................3
1. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ* СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ..............................................26
§1. Эволюция социологического осмысления коммуникативных процессов.......26
§2. Социально-функциональная структура современного коммуникативного процесса и
его особенности..........................................................49
§3. Социальная природа и функции языка как особой системы знаков.........66
2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ. 81
§1 Социокультурные конфликты и способы их разрешения.....................81
§2 «Свой» и «чужой» в ракурсе межкультурной коммуникации.................97
§3. Стереотипы и их роль в межкультурной коммуникации...................108
3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЯЗЫКА И ИДЕОЛОГИИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ.......................................127
§1. Идеология в социокультурном и политическом ракурсе и ее роль в жизни
современного общества...................................................127
§2. Язык западной и российской идеологии.............................. 138
§3 Политкорректность и языковой такт....................................152
4. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ...................................................167
§1. Основные модели межкультурной коммуникации..........................167
§2. Особенности технологии межкультурной коммуникации...................182
§3 Социально-информативные и регулягорские функции текста в межкульту рной коммуникации.........................................................204
5. ЛОКАЛЬНОСТЬ И ГЛОБАЛЬНОСТЬ В МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ: ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ................................................227
§1. Многоязычие в современном мире......................................227
§2. Мсжкультурная коммуникация в эпоху глобализации.....................253
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................276
ЛИТЕРАТУРА...............................................................285
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................316
ПРИЛОЖЕНИЕ 1............................................................316
ПРИЛОЖЕНИЕ 2............................................................320
і
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. Глобализация всех сторон человеческой жизнедеятельности, характеризующая современное состояние общества, представляет собой утверждение нового этапа в развитии социальных связей в общемировом масштабе. Наступление глобализации обусловлено множеством причин - промышленной и электронной революциями, формированием общего рынка труда и сбыта товаров, ми фацией населения в планетарном масштабе, невиданным раньше расширением международных контактов: Человечество переживает социальные трансформации-во всех сферах своей жизнедеятельности, проявляющиеся в возникновении единого информационного и. экономического пространства, взаимодействии культур, сломе привычных стереотипов поведения, изменении морально-ценностных норм, образовательных и профессиональных стандартов. Глобализация-влияет как на целые государства, и народы, так и на индивиды, обуславливая необходимость для* каждого человека осознать глобальные изменения и иметь возможности для успешной социализации в новых условиях.
Глобализация противоречива и многоаспектна и, вследствие этого, обладает позитивными и негативными характеристиками, влияющими на жизнь люден. Положительный аспект заключается в создании и функционировании новых средств связи и передвижения, облегчении доступа к инновациям, знаниям, культурным, научным и экономическим достижениям, открытости границ, осознании людьми своего единства и ценностей свободы, изменении качества их жизни.
Существующие риски глобализации проявляются, прежде всего, в унификации стиля жизни представителей разных социокультурных сообществ, исчезновении локального своеобразия, поляризации неравенства населения. Глобальные тенденции общемирового развития требуют осмысления проблем межкультурной коммуникации представителей разных культур и социумов.
31
В XII веке были созданы первые университеты — Болонский и Сорбонна. Эти университеты и те, которые появились позднее, стали центрами письменной культуры. Письменность была нужна как церкви, так и королевской власти, купцам, промышленникам.
Мануфактурная книжность (II пол. XV вXVIII в.) означает такой этап развития социальной коммуникации, при котором распространение информации происходит при помощи книг. Освоение производства бумаги в Европе (XIV в.); изобретение Иоганном Гуггенбергом печатного станка (1477 г.) означали революцию социальной коммуникации. Мануфактурная книжность вызвала к жизни следующие социальные и культурные явления:
1. Печатная, книга благодаря своей ценностно-ориентированной функции способствовала постановке и успешному достижению таких социалыюпрагма-тических целей' как: светское просвещение, пропаганда идей и привлечение сторонников в виде памфлетов, воззваний, прокламаций; книг религиозного, светского, научного содержания1.
2. Развитие книгопечатания повлекло за собой появление новых социальных институтов: книгоиздательства, редактирования, цензуры, книжной торговли, библиотек, библиографии и книговедения2.
3. Период мануфактурной книжности принес и демократизацию книжного рынка. Появились первые книжные издательства, которые совершенствовали технику набора, привлекали художников для иллюстраций и обложек. Самыми известным книгоиздателями были Альд Мануций (Италия), Анди Этьенн и Кристоф Плантен (Франция) и Людовейк Эльзевир (Голландия).
4. Именно в период мануфактурной книжности появились первые приемы и способы организации текста - заголовки, разбивка на главы, поля, абзацы; были выработаны стили и жанры изложения, языковые нормы, а сами книги стали непосредственным и основным источником ереси и получения социально-культурной значимой информации .
■■ ' Большая Российская энциклопедия, 1996, С 122
2 Владимиров Л.И. Всеобщая история книги/Л И Владимиров. - М.: Книга, 1988-С. 41
3 Сорокин Ю.А. Психолингвистнчсскнс основы изучения текста / Ю.А. Сорокин. - М.: Наука, 1985 - С. 84.
1
I
32
Индустриальная книжность (Х1Х-первая половина XX в.) знаменовала собой появление трех очень важных дня эволюции социальной коммуникации событий:
- прогресс в индустриализации производства — рост производительности труда;
- становление наций, которым были нужны инструменты объединения;
- рост образованности городского населения.
Эти социально и культурно значимые явления’ актуализированы в следующих явлениях:
1. Промышленная революция-(Великобритания, I половина XIX в.) произвела технологическую революцию в книгопечатании, заменив ручной груд на1 мануфактурное производство; появились такие отрасли промышленного производства как полиграфия, полиграфическое машиностроение, целлюлознодобывающая промышленность.
2. Появился новый канал социальной коммуникации - пресса. а<на его базе новый социально-коммуникационный институт - журналистика. В XX веке появились новые социально-коммуникационные каналы - радио, теле1раф, телефон, кинематограф, звукозапись, телевидение1.
В периоды палеокультурной и мануфактурной книжности социальная коммуникация осуществлялась преимущественно на уровне микрокоммуникации- между индивидами, между индивидами и группой, между индивидом и обществом в целом. В период индустриальной книжности к уровню микрокоммуникации добавляется уровень мидикоммуникации.
3. Это явление стало особенно заметно при резком возрастании урбанизации. Патриархальный образ жизни с его нормами регуляции поведения не отвечал новелм социально-коммуникационным потребностям городских жителей. Пресса в форме газет и журналов, а затем кинематограф привела к появлению массовых аудиторий с массовым сознанием.
1 Овсепям Н.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль1917 - начало 90-х годов)/ Р.П. Овсепян. -М: Изд-во МГУ, 1996.- С. 69.