Ви є тут

Протестантизм в США: анализ теоретических и эмпирических исследований американских социологов религии конца XX - начала XXI века

Автор: 
Иванова Евгения Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305922
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.............................................................3
Глава I. Характеристика американского протестантизма в социологических исследованиях конца XX — начала XXI века
1.1. Эмпирические исследования американского протестантизма конца
XX— начала XXI в.....................................................17
1.2 Основные механизмы влияния протестантизма на американское общество.............................................................48
Глава II. Теоретические подходы в современной американской социологии религии
2.1 Дилемма теоретических интерпретаций: развитие секуляризации или -десекуляризация......................................................74
2.2 Анализ современных теоретических подходов в свете эмпирических исследований американского протестантизма...........................105
Заключение..................................................130
Список литературы............................................133
Приложение №1................................................159
Приложение №2................................................179
Приложение №3................................................184
2
f
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования. Анализ исследований роли протестантизма в различных сферах жизни общества США, осуществленных американскими социологами во второй половине XX — начале XXI в., актуален как с точки зрения понимания роли религии в современном американском обществе, так и для осмысления современного состояния и тенденций развития американской социологии, в первую очередь - социологии религии. Эти два аспекта внутренне связаны между собой: движение евангеликов — одно из главных сегодня проявлений «возрождения религии» — зародилось в США и не случайно именно американские социологи в конце 90-х гг. поставили иод вопрос связь между модернизацией и секуляризацией общества. Так, П. Бергер предложил интерпретировать процесс «религиозного возрождения» как «возвращение религии», отказываясь от теории секуляризации1.
В США сложилась развитая «индустрия» социологии, исследующая религиозную жизнь страны. Этому способствовал ряд факторов: национальные переписи населения не включают вопрос о религиозной принадлежности граждан и не дают информации о религиозной сфере жизни страны; религиозные группы оказывают заметное влияние на различные стороны жизни американского общества — политику, бизнес, СМИ, систему образования, и в свою очередь испытывают на себе воздействие происходящих в обществе перемен. В этой ситуации в запросе на объективное знание о роли религии в обществе сошлись интересы как светского, так и религиозного порядка.
В центре североамериканских социологических исследований традиционно находится протестантизм как религиозная традиция,
1 Berger P. The dcsecularization of the world: resurgent religion and world politics. Grand
Rapids., 1999.
3
Глава 1. Характеристика американского протестантизма в социологических исследованиях конца XX — начала XXI в.
$ 1.1. Эмпирические исследования американского протестантизма
конца XX — начала XXI в.
На протяжении XX в. в США сложилась развитая, многоуровневая «индустрия» социологии, исследующая религиозную жизнь страны в ее различных проявлениях и аспектах. Этому способствовал ряд факторов: стабильно высокие (по сравнению со странами Европы) показатели религиозности населения; разделение государства и церкви; отсутствие как вопроса о религиозной принадлежности в национальной переписи5, так и обязательной регистрации религиозной конгрегации; освобождение религиозной группы от уплаты налогов; отсутствие точной информации о количестве религиозных групп6; заметное и разнонаправленное влияние религиозных групп на различные стороны жизни американского общества — политику, бизнес, СМИ, систему образования, которые также испытывают на себе воздействие происходящих в обществе перемен. В запросе на объективное знание об этой важной для жизни страны сфере сошлись интересы как светского, так и религиозного порядка.
5 Вюро переписи США начиная с конца 1950-х г. не может проводить сбор данных по религиозной принадлежности американцев. (U.S.Religious landscape survey. Religious affiliation: diverse and dynamic. 2008. [Электронный ресурс]. Pew forum rereach center. URL: http://rcligions.pcwforum.org/pdf/rcport-religious-landscapc-study-full.pdO.
6 'Гак, в штате Иыо-Йорк регистрация церкви осуществляется в округе конгрегации. Штат Ныо-Йорк насчитывает 52 округа. Чтобы получить информацию по всем зарегистрированным церквям, необходимо собрать данные со всех округов. Однако полученные данные будут не до конца надежными, поскольку сообщат лишь о зарегистрированных церквях, регистрация же церкви не является обязательной. В каждом штате существуют различные правила оформления церкви ([Электронный ресурс] Start your own church URL: http://www.start-your-own-church.com; юридическая консультация по некоммерческому праву предоставлена юридической консультацией «Pamela Mann NYC». [Электронный ресурс]. URL: http// www.pamclamann.com)).
17
Исторически в центре исследований социологов всегда оказывается протестантизм, поскольку в США он является культурообразующей религиозной традицией. Исследования американского религиозного рынка проводят академические исследовательские центры университетов и колледжей7, самостоятельные коммерческие и некоммерческие исследовательские организации8, исследовательские центры протестантских деноминаций9. Финансирование исследовательской деятельности в основном осуществляется в форме грантов негосударственных и государственных фондов10.
Проблематика исследований американского протестантизма крайне разнообразна и охватывает различные сферы религиозной жизни. В качестве основных направлений анализа выделяются: мониторинг численности конгрегаций и прихожан, исследования тенденций
Академические исследовательские центры: The center for the scientific study of religion (CSSR); The center for religion and civic culture is a research center — University of Southern California; The center for the study of religion at Princeton University; The center for the study of religion and American culture - Purdue University; The center for the study of religion — University of Notre Dame; The center for the study of religion and Society — Creighton University.
8 Независимые исследовательские организации: The center for studies on new religions (международное объединение групп ученых, работающих в области новых религиозных движений); Вата group; Gallup; Pew Forum; Hartford institute for religious research; The Leonard E. Greenberg center for the study of religion in public life, The institute for the study of American religion.
9 Исследовательские центры религиозных деноминаций: National council of churches USA; The institute for the study of American Evangelicals at Wheaton college; The Louisville institute is a Lilly Endowment program for the study of American religion — Louisville Presbyterian seminary; Association of statisticians of American religious bodies (ASARB). Denominational research offices: Evangelical Lutheran church in America (ELCA); Department for research (evangelical church); Congregational development (episcopal church); research services (Presbyterian Church PCUSA); Presbyterian panel; Southern Baptist North American; United Methodist Church Office of Research.
10 Основные фонды, организации, финансирующие нсслсдованш! религиозной жизни США: Lilly Endowment, the John Templeton foundation; Glcnmary home missioners; Church of the Nazarene; American Baptist Churches in the USA; National association of free will Baptists; Presbyterian church (U.S.A.); United church of Christ; Wisconsin Evangelical Lutheran synod.
18