Ви є тут

Социологические аспекты суггестивной функциональности

Автор: 
Козача Владимир Витальевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
269826
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 4
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СУГГЕСТИВНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
1.1. Постановка проблемы социологического анализа суггестивных явлений..................................... 26
1.2. Место и роль суггестивной функциональности
в социологических исследованиях.......................... 47
1.3. Суггестивная функциональность: конструктивный аспект системно-функциональных идей в социологии................ 64
1.4. Теория измерений как основание связи суггестивной функциональности с социальной установкой................. 94
Глава П. СОЦИАЛЬНАЯ ГОЛЬ СУГГЕСТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ:
К ИСТОРИИ ВОПРОСА
2.1. Генезис представлений о роли суггестивных явлений
в социальном процессе....................................125
2.2. От социальной психологии к социологии суггестивных
явлений ;............................................... 149
2.3. Противоречия, побуждающие к конструктивному развитию
идей суггестивной функциональности...................... 161
2.4. Проблема измерения как способ разрешения противоречий при разработке концепции суггестивной функциональности...... 183
Глава III. МИКРОСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СУГГЕСТИВНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
3.1. О возможности экспликации физиологических и психологических механизмов внушаемости в социологические исследования суггестивной функционал ыюсги.....................................206
3.2. Развитие проблемы измерения суггестивных проявлений для коммуникативного взаимодействия........................ 226
3.3. Применимость метода разделения суггестивных, конформных
и самостоятельных реакций в социологии..................239
Глава IV. МАКРОСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СУГГЕСТИВНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
4.1. О соотношении локальных и глобальных стратегий
анализа суггестивных явлений........................... 247
4.2. Информационный обмен, социальная адаптация и понятие «ценно-ид» при проявлении суггестивной функциональности....... 258
4.3. Генезис социальных механизмов суггестивной функциональности при межгрупповом взаимодействии........................ 292
4.4. Суггестивная функциональность как фактор социальной детерминации выбора профессии................................... 309
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 336
БИБЛИОГРАФИЯ........................................... 351
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................. 369
37
вать не только своё название, но и аккумулировать особенности проявленности свойств, как в единичном, так и в целом, за счёт внутренне не противоречивых характеристик, которые единица анализа должна фиксировать в себе.
В этом отношении мы опирались на исследования Р. К. Мертона, отстаивавшего парадигму функционального анализа в условиях жестокой критики функционализма в 60-х - 70-х годах. Ранний функциональный анализ постулировал идею о внутренней связанности частей системы, при которой действие каждой части функциональной системы не ведёт к противоречиям и возможным конфликтам между частями. Р. Мертон предложил ввести понятие «дисфункция» для описания отрицательного взаимодействия функционально связанных частей системы. Это позволило рассматривать степень интегративности функциональных частей социальной системы [249]. Таким образом, единица функционального анализа также должна содержать в себе начала «противоположностей», раскрывающихся в различных проявлениях характеристик и свойств функциональной системы в целом.
3. Единица функциональности, сохраняющая определённые структурные характеристики и/или содержания любых уровней функционального проявления, должна быть способна к «развитию и саморазвитию». В таком случае единица анализа получает свою определённость в раскрытии механизма трансформации свойств и взаимопревращений в нечто иное, по сравнению с исходными началами. Актуальность этих условий определяется также ограниченными возможностями, как изучения, так и формального описания всех реальных механизмов функциональности. По этому поводу мы обратимся к другой работе Р. Мертона, в которой анализируется ещё одна проблема, выдвигаемая противниками функционального подхода. Она заключается в неопределённости взаимоотношений между «сознательными мотивами», которые руководят социальным действием и «объективными следствиями» этого действия. Мертон подчёркивал,
38
что эта неясность может быть снята за счёт разграничения «явных» и «скрытых» функций. По Мертону, «явные функции» - это такие объективные следствия действия, направленные на приспособление или адаптацию системы, которые интенциональны и осознаваемы участниками; скрытые функции тогда будут такими следствиями, которые ни интенциональны, ни осознаваемы» [250 ,с.74, 134].
Нам представляется важным то, что функциональность предложено рассматривать органически связанной с реальными процессами и явлениями в социальной среде, а не только в отражении рациональных связей. При этом необходимым условием исследования динамики процессов, наполняющих содержание суггестивной функциональности, станет контакт единиц её выражения в среде, ролевая функция в развитии и жизни общества. Суггестивность как объект социологического исследования вне рассмотрения процессов развития и саморазвития в принципе не может быть выделена и адекватно понята.
Суггестивную функциональность надо представлять не как вещь или материально осязаемый результат, а как процесс или явление, оценить которые можно только в движении к тому, чтобы идти не от вещи к её частям, а от процесса к его отдельным моментам, от явления - к его отдельным составляющим. Процессы суггестивной функциональности, приводящие к социальным явлениям, в нашем понимании, не являются чем-то неизменным, всегда себе равным. Они - продукт развития, и на различных ступенях восхождения изменяются и приобретают различные структуру и содержания.
4. Единица, как исходное начало функциональности, должна быть частью целого. В то же время такая единица сама должна быть единым целым, системообразующие свойства которого далее неразложимы. Последнее необходимо понимать так, что дальнейшее разложение этого целого на элементы возможно, но оно обесценит его организующее исходное начало как целого. Отсюда следует, что новые единицы (в онтологиче-