Ви є тут

Инновации в высшей школе РФ и профессионально-ценностное самоопределение студенчества : Теоретико-методологические аспекты

Автор: 
Дегтярева Екатерина Андреевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000296981
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................3
ГЛАВА I. ИННОВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИ ГИКИ РФ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ........................14
§1. Демократизация, гуманитаризация и фундаментализация системы высшего образования в России...................15
§2. Многоканалыюсть финансирования высшей школы, рыночное трудоустройство молодых специалистов и легитимация платной деятельности вузов.....................................41
ГЛАВА И. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСТВА...........................................65
§ 1. Социальный статус современного российскою студенчества... 67
§ 2. Динамика жизненных ориентаций студенчества....82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................110
БИБЛИОГРАФИЯ......................................118
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................136
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
На рубеже третьего тысячелетия наша страна переживает сложный, противоречивый и болезненный процесс обновления, модернизации всех сторон общественной жизни. Осуществляются радикальные преобразования в экономической, социальной, политической, духовно-идеологических сферах общества, затрагивающие коренные интересы всех слоев общества.
На пути к современным, цивилизованным формам организации общественной жизни россиянам предстоит решить целый ряд крупных, тесно связанных между собой общенациональных проблем. Особо важное, ключевое положение среди них занимает проблема образования. Образовательная деятельность, профессиональная и ценностная социализация молодежи, подготовка подрастающих поколений к труду и самостоятельной продуктивной жизнедеятельности всегда была одной из базовых функций любого общества и государства.
По мере исторического развития содержание образования все более усложнялось, расширялся диапазон его возможностей и одновременно повышались требования к нему. Сейчас, когда императивы научно-технического прогресса пронизывают не только производственные технологии, но и все другие сферы жизнедеятельности общества, статус образования поднимается на небывалую высоту: на уровень приоритетного фактора национальной безопасности страны. Известно, что в ряде передовых стран вводится всеобщее высшее образование.
В нашей стране с начала 90-х годов разворачивается сложный и противоречивый процесс реформирования системы образования. Его проблематика активно обсуждается в научной литературе, средствах массовой информации, на различных форумах общественности. Характер обсуждения, как правило, носит критическую направленность. Не достает, на наш взгляд, конструктивного анализа результативности легитимных инноваций в области образовательной политики. А их не мало. И, прежде всего, в таких, к
14
ГЛАВА I. ИННОВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Отличительная особенность современной исторической эпохи •заключается в том, что образование превратилось в важнейший ресурс социально-экономического и духовного развития общества, возвышения человека, совершенствования ценностей жизни и культуры. Под воздействием бурно развивающегося научно-технического и социального прогресса знания человека, его профессионализм, творческое мышление, гражданственность выдвигаются на первый план жизнедеятельности общества. Образование поднимается на новую высоту, обретая статус универсального фактора его устойчивого развития. Все это, естественно, получает свое выражение в образовательной политике современных государств. Во всех цивилизованных странах мира разворачивается напряженный и целенаправленный процесс модернизации национальных систем образования. "Соперничество стран мира все более переходит из военной и экономической областей в область соревнования национальных систем образования"
И в России система образования сейчас подвергается глубокому реформированию. Ведущая роль в этом сложном процессе, требующем концентрации организационно-политических, финансово-экономических, властно-распорядительных сил и средств, принадлежит нашему государству, его образовательной политике.
Стратегические цели реформирования образования провозглашены в Конституции Российской Федерации 1993 года, а затем были конкретизированы, получили развернутое выражение и юридическое закрепление в целом ряде законодательных актов.
Важнейшими среди них являются два федеральных закона: "Об образовании" - принят в обновленном варианте Государственной думой 12
1 Кинелев В.Г. К единой системе образования в России. Регионология. 1997, № 1, С.59-60; Суровой С.Б. Политические системы и образовательная политика в современном мире. Саратов, 1999.
15
июля 1995 года, одобрен Советом Федерации 5 января 1996 года и подписан Президентом РФ 13 января 1996 года 1 и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" - принят Государственной Думой 19 июля 1996 года, одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года и подписан 11резидентом РФ 22 августа 1996 года.2
В плане нашего исследования важно отметить, что первый из законов охватывает все образовательное пространство России, все уровни обучения и воспитания молодежи, поскольку они неразрывно связаны и устанавливает общие принципы государственной политики в области образования.
А второй - конкретизирует эту политику и адаптирует ее применительно к высшему и послевузовскому профессиональному образованию, которое имеет сегодня особое значение.
Уместно также заметить, что сам факт презентации образовательной политики государства в правовой форме, в виде федеральных законов, свидетельствует о многом и, прежде всего о легитимности этой политики и ответственности государства перед обществом.
Анализ указанных законов позволяет выявить основные параметры государственной политики в области реформирования высшей школы, ее наиболее существенные инновации, чтобы затем исследовать их влияние на социальный статус студенчества, его профессиональное и ценностное самоопределение.
Обратимся теперь непосредственно к решению первой половины (части) этой задачи.
§1. Демократизация, гуманитаризация и фундаментализация системы
высшего образования в России
Прежде всего, следует отмстить, что реформа образования в целом и высшей школы, в частности, осуществляется сейчас в России не на пустом
1 См. Российская тззета. 1996. 23 января
2 См Российская гоега.1996.29 августа.