Ви є тут

Подростково-молодежное территориальное сообщество делинквентной направленности как объект теоретического исследования

Автор: 
Салагаев Александр Леонидович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
269827
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Методологических основы изучении подростковомолодежных сообществ
$/. Методологические и предметные рамки исследования
§2. Социологический анализ понятий "молодежь", "подростки"
"молодежные субкультуры "
§3. Понятийный ряд исследования: понятия "девиация",
"делииквенция". "групповая преступность несовершеннолетних", "организованная преступность ". "делинквентная шайка"
§4. Методические подходы и методы исследования делинквентных шаек
Глава 2. Теоретические основы разработки концепции подростково-молодежных делинквентных сообществ
§1. Ранние исследования социальных отклонений и молодежных правонарушений
§2. Функционалистские теории девиантного и делинквентного поведения
§3. Конфликтные теории девиантности и делинквентности
§4. Интеракционистские и феноменологические теории
девиантного и делинквентного поведения
Глава 3. Феномен делинквентной шайки и его исследования
§1. Феномен шаек в различных национальных н социокультурных контекстах
§2. Исследования делинквентных шаек в США: /920-е - 1970-е годы
§3. Исследования делинквентных шаек в США: современный период
§4. Исследования делинквентных шаек в Канаде, Великобритании, Швеции и России
Глава 4. Обоснование концепции подростково-молодежного территориального сообщества
§ 1. Структура, организация, нормы н ценности дворовых компаний и делинквентных шаек
§2. Делинквентная шайка как разновидность подростково-молодежного территориального сообщества, проблема классификации и типологизашш шаек
С. 4-24
С. 25-92
С. 25-40 С. 40-62
С. 62-86 С. 86-92
С. 93-155
С. 93-103
С. 103-119
С. 120-132 С. 132-155
С. 156-226
С.156-166
С. 166-186 С. 186-214 С.214-226
С. 227-300
С. 227-261
С.261-300
Глава 5. Нормы и практика социального контроля над С. 301-368 подростково-молодежными делинквентными сообществами
§1. Теоретические подходы к социальному контролю. Социальное С. 301-320 нормирование
§2. Практики коррекции в реализации социального контроля: С. 320-332 Россия и США
§3. Превентивные практики социального контроля в США С. 332-353
§4. Особенности превентивного социального контроля в России С. 353-368 Заключение С. 369-386
Список источников и литературы С. 387-411
Приложения С. 412-430
42.
системе, необходимо получить статус "взрослого". Для достижения этого статуса дети должны пройти период социализации: усвоить моральные коды общества, правила поведения, приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения ролей взрослых. В доиндустриальных обществах усвоение ролей взрослых происходит в семье. Индустриальное общество "изымает" детей из семьи, происходит как бы разрыв между семьей и социально-экономической системой общества1. Возрастная группа, находящаяся в этом разрыве или переходном периоде от детства к взрослости, получила название "молодежь"2. Причем, этот переходный период от поколения к поколению все удлиняется и благодаря этому молодежь занимает все более важные социальные позиции в обществе.
Таким образом, в рамках функционального подхода молодежь рассматривается как социальная группа, имеющая маргинальный статус и находящаяся в процессе социализации, конечным пунктом которой является социальная зрелость.
В функционал!,ном подходе при конструировании понятия "молодежь" используются такие категории как "социализация" и "статус". С их помощью решается проблема выбора оснований для выделения молодежи в отдельную социальную группу.
В понимании процесса социализации также можно выделить несколько основных подходов:
1) интериоризация индивидом нравственных категорий и ценностей группы (3. Дюркгейм);
2) элемент социального взаимодействия, когда индивиды приводят свои действия в соответствие с ожиданиями других (Т. Парсонс)’; влияния среды, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей (Я. Щспаньский)4;
1 См.: F.isenstadt S. From Generation to Generation: Age Groups and Social Structure. • Glencoe, 1056.
‘ Eisenstadt S. Op. cit., p. 28.
3 Аберкромби H. и л p. Социологический словарь, с. 293-294
4 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М.1969. с. 51.
43.
3) переход от статуса ребенка к статусу взрослого за счет усвоения доминирующих культурных норм и ценностей (Ш. Эйзснштадт);
4) ностадийнос включение ребенка во взрослую жизнь (за счет приобретения нравственной и персональной идентичности через семейные отношения - 3. Фрейд или через когнитивное развитие - Ж. Пиаже1);
5) выработка индивидом понимания "Я" и социальной идентичности (Дж. Мид, Э. Эриксон2);
6) развитие социального мастерства, поддерживающего интеракцию во всех назначениях и, прежде всего, в лингвистической коммуникации, посредством которой социальная и физическая окружающая среда приспосабливается и интерпретируется (Б. Бернштейн)3.
Различные точки зрения существуют также и относительно границ социализации. Так, ряд авторов ограничивают социализацию достижением "взрослости": "половой зрелости" (3. Фрейд, Ж. Пиаже) (12-15 лет)4 или статуса взрослого (Ш. Эйзснштадт). Другие авторы считают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека (Р. Гарольд, Э. Эриксон). При этом выделяют стадии социализации по нескольким основаниям: первичная и вторичная; дотру-довая, трудовая и послетрудовая; начальная, средняя и завершающая.
Первичная социализация охватывает период детства и осуществляется в неформальных группах (семья, группа сверстников, соседское окружение). Вторичная социализация осуществляется в формальных группах и включает формальный контроль и формальные санкции. Юность и ранняя зрелость представляют собой период вторичной социализации, когда происходит изменение идеалов и ценностей, мир познается как единый и взаимосвязанный. Большинство молодых людей "вырастает" из проблем детства. У тех же, кто не может вырасти из этой стадии, развивается чувство собственного достоинства, имеющее маю общего с социумом; они отчуждаются от общества, что часто приводит к возникновению серьезных социальных проблем.
' См.: Piaget J., Inhelder В. The psychology of the child. - NY, 1969.
: См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
' Большой толковый социологический словарь (Collins), с. 222.
4 См.: Фрейд 3. Психология сексуальности.- Минск, 1993; Piaget J., Inhelder В. Op. cit.