Ви є тут

Эффект интервьюера в персональном интервью

Автор: 
Журавлева Ирина Валерьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
195243
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................2
Глава I. ОПРОСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПЕРСОНАЛЬНОМ ИНТЕРВЬЮ 22
§ 1. Интервью как форма социальной интеракции..................22
§ 2. Самопрезентационные стратегии опрашиваемых................29
§ 3. Эффект интервьюера, его основные формы и проявления.......50
§ 4. Концептуальные модели эффекта интервьюера.................56
Глава II. ВЛИЯНИЕ ИНТЕРВЬЮЕРА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРВЬЮ.................68
§ 1. Эффект интервьюера: опыт количественной оценки............68
§2. Влияние социально-демографических характеристик интервьюера
на ответы респондентов.....................................85
§ 3. Психологические характеристики интервьюеров и вербальное поведение
респондентов..............................................100
§ 4. Стиль интервьюирования и результаты интервью.............110
§ 5. Эффект ожиданий интервьюера..............................126
§ 6. Объяснительные модели эффекта интервьюера................146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................165
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................173
ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................190
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертации. Несмотря на растущую популярность «альтернативных» стратегий сбора данных, персональное интервью сегодня но-прежнему остается главным источником эмпирической информации для многих исследователей, работающих в различных областях социологической науки. Между тем «королевский» статус данного метода отнюдь не означает его безупречности и универсальности. В последние годы ученые и практикующие социологи вес чаще выражают свою обеспокоенность по поводу недостаточной валидности и надежности результатов, получаемых посредством интервью. Проблема качества опросных данных находится сегодня в фокусе повышенного исследовательского внимания и интереса.
Анализируя эту проблему, Р. Гроувз выделяет две основные группы ошибок, негативно влияющих на результаты интервью. Первые, по его мнению, вытекают из природы выборочного метода и его многочисленных ограничений; вторые коренятся в самом процессе наблюдения. Ошибки наблюдения, в свою очередь, включают четыре категории и связаны с различными «реактивными эффектами»: респондента, интервьюера, инструмента и метода [122, р. 11-12].
Некоторые авторы считают, что смещения, связанные с влиянием интервьюеров, на самом деле настолько «скромны» и «тривиальны», что им вряд ли стоит уделять серьезное внимание [85, р. 55-56; 188]. Однако данный взгляд кажется нам чрезмерно оптимистичным. Тот факт, что наблюдаемые в исследовании эффекты интервьюера часто не достигают высоких статистических значений, еще не означает элиминации проблемы. Скромные эмпирические оценки, пишут в этой связи Э. Сингер и JI. Конке-Агуирре, «не должны создавать ложного впечатления безопасности», защищенности интервью от ошибок и искажений [184, р. 258]. Даже слабые эффекты интервьюера, подчеркивает В. Дийкстра, «мшут повлиять на результаты исследования драматическим образом» [104, р. 331].
Между тем в повседневной исследовательской практике эта опасность часто игнорируется. Многие исследователи, отмечают Дж. Рейнеке и Г1. Шмидт, исходят, как правило, из неявного допущения, что эффекта интервьюера не существует. Однако не только в случае с устрашающими вопросами, но и во многих
вторые - с коммуникативной природой интервью и влиянием социально-демографических, психологических и поведенческих особенностей интервьюеров на процесс формирования ответов респондентами. Эффекты, вызываемые ингратиацией и самоирсзснтационными механизмами, неочевидны, а потому более опасны.
4. Установки и ожидания интервьюеров - опасный и трудноконтролируемый источник систематических смещений в результатах интервью. Респонденты в ходе опросов демонстрируют тс образцы поведения, которые ожидают от них опрашивающие, а интервьюеры, в свою очередь, воспроизводят свои собственные пророчества. Социальная желательность и самопрезентация выполняют роль важнейших опосредующих переменных в механизме, «запускающем» эффект ожиданий. Интервьюеры с пессимистическими ожиданиями являются группой повышенного риска.
5. Личносгно ориентированный стиль общения с респондентами («rapport») более эффективен по сравнению с профессиональным (нейтральным) при проведении исследований но деликатной проблематике. Установление эмоционально близких отношений с опрашиваемыми ведет к оптимизации длительности интервью, значительному сокращению числа отказов, пропусков, а также к повышению достоверности ответов на вопросы, касающиеся социально нсодоб-ряемых форм поведения и отношения к девиациям. Хотя при изучении других проблем, а также в тематических омнибусах вполне уместным мог бы быть комбинированный стилистический дизайн исследования.
6. Взаимосвязь между социальной дистанцией и величиной смещений, связанных с интервьюером, носит нелинейный характер. Коммуникативные диады (рсспондент-интервыоер), сформированные но принципу полной социальной гомогенности / гетерогенности, актуализируют потребность в управлении имиджем и в равной мере опасны для качества опросных данных. Оптимальной следует считать среднюю дистанцию, умеренно сочетающую сходства и различия между участниками интервью.
7. Социальная дистанция и самопрезентация - главные источники возникновения смещений, связанных с интервьюером. Их совместное (скоррелирован-
мое) влияние на опросные статистики является причиной большинства ошибок в результатах интервью. Обе эти переменные вместе ответственны за 61-87% объясненной дисперсии ответов респондентов на аттитыодные и поведенческие вопросы сенситивного характера.
Научная и практическая значимость работы. Концептуальный анализ исследуемой проблемы позволяет глубже понять природу эффектов интервьюера, существенно расширить традиционные представления о границах и формах их существования, уточнить источники и механизмы возникновения, а потому может быть использован для дальнейшей научной разработки данной темы.
Методики измерения эффектов интервьюера, предложенные и апробированные в диссертации, могут применяться социологами для контроля и количественной оценки смещений в результатах интервью, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества опросных данных.
Знание источников и механизмов возникновения эффектов, связанных с интервьюером, создает важные предпосылки для их успешного прогнозирования и предотвращения (минимизации) возможных смещений.
Анализ различных факторов, опосредующих влияние интервьюера (социально-демографических характеристик опрашивающих, их индивидуальных психологических черт и особенностей, установок и экспектаний, стиля интервьюирования и др.), позволяет создан, научную базу для выработки надежных средств их нейтра-лизаиин, открывает новые возможности для дальнейшего совершенствования методики и процедуры персонального интервью.
Широкое внедрение разработанных автором методических рекомендаций в практическую деятельность социологических служб могло бы способствовать качественному улучшению работы по подбору и профессиональной подготовке полевого персонала, нахождению наиболее оптимальных форм организации коммуникативного процесса в ходе интервью.
Теоретические и методические материалы диссертации могут найти применение в учебном процессе но подготовке профессиональных социологов и, в частности, при разработке и чтении курсов лекций, проведении семинарских и практических занятий по методологии и методике социологических исследований, другим