Ви є тут

Н.И. Кареев как историк отечественной социологии

Автор: 
Мамонова Юлия Вадимовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
271240
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................3
Раздел I. Идейные и методологические основы
социологических воззрений Н.И. Карсева.....................14
^ Раздел II. Н.И. Кареев о генезисе социологии и ее
научном статусе............................................62
Раздел III. Н.И.Кареев об особенностях и основных направлениях
развития русской социологии...............................110
Заключение..........................................................161
Список использованной литературы....................................167
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная российская социология функционирует и развивается в условиях динамичных общественных преобразований, она призвана помочь людям более глубоко осознать суть происходящих перемен, осмыслить историческую связь и преемственность поколений. Перед социологией встают новые, более сложные задачи, ■ требующие расширения и укрепления ее методологических позиций. В поисках «точек опоры» не следует забывать и о бесценном наследии русской общественной мысли, о достижениях многих, подчас полузабытых русских социологов, значение творчества которых осознается только в последнее время.
К числу выдающихся, но на долгие годы забытых деятелей отечественной культуры принадлежит и Николай Иванович Кареев (1850-1931), вклад которого в развитие русской науки велик и многообразен. Будучи историком по образованию, в первый период своей деятельности он писал в основном на исторические темы. В дальнейшем он создает ряд фундаментальных трудов по философии истории, выступает как педагог-просветитель, публицист, политический деятель. Но особую известность Карсев приобрел как один из видных представителей субъективной школы - первой самостоятельной школы в отечественной социологии.
Зародившаяся в русле позитивизма, но при этом впитавшая в себя и иные традиции субъективная школа — уникальное, чисто русское явлениё - отразила специфику социального и культурного развития страны и опередила в ряде отношений развитие западной социологической мысли.
Н.И. Кареев был первым последовательным систематизатором этой школы, с позиции которой выступал на протяжении более полувека. Особое внимание он уделял методологическим проблемам развития социологии, анализируя эти проблемы как опытный и вдумчивый
з
матерью французский язык, затем учился в частном пансионе, где один день говорил по-немецки и один - по-французски. Как только представилась возможность, он был определен (в 1865 г.) в Первую Московскую губернскую гимназию, пользовавшуюся хорошей репутацией, сразу в третий класс. Учился он блестяще и был первым учеником. Поскольку значительных средств у его родителей не было, Кареев-гимназист стал зарабатывать на жизнь уроками, что позволяло ему содержать себя самостоятельно. Одноклассниками его но гимназии были Вл. Соловьев (сын знаменитого историка), Н. Писемский (сын писателя) и другие отпрыски известных семей. В гимназии царил демократический дух, ученики много читали, знакомясь и с такой литературой, которая не рекомендовалась начальством.
Особенно дружеские отношения связывали в гимназические годы
Н.И.Кареева с Вл. С. Соловьевым - будущим великим философом. Уже тогда они часто беседовали «о серьезных материях» и «занимались вольнодумством». Как пишет Н.И.Кареев, и впоследствии приятельские отношения между ними, хотя и более холодные, чем прежде, сохранялись до самой смерти Соловьева в 1900 году.1 Творческие пути их разошлись:
Н.И.Кареев стал ученым позитивистом, Соловьев — создателем грандиозной философской системы в идеалистическом духе.
В семье отца и деда Н.И.Кареева, как он вспоминал, «царила образцовая набожность», но детская вера воспитанная в детстве, уже в гимназии заменилась «трезвым реализмом». «Старые верования постепенно падали одно за другим, - писал Н.И.Кареев, - причем пройден был весь путь отрицания до самого конца». Большое влияние на изменение его взглядов оказала знаменитая работа немецкого натуралиста Ф. Бюхнера «Сила и материя», в которой на основе новейших открытий пропагандировалось атомистически-
1 Каресв Н.И. Указ. соч. С. 102.
материалистическое мировоззрение. Впоследствии, отмечает Н.И.Кареев, «на место бюхнеровского материализма пришли ко мне идеи «Курса положительной философии» Конта и «Основных начал» Спенсера. Иными словами, он перешел на позиции агностицизма, вытекавших из мировоззренческих основ позитивной философии. Само понятие «агностицизм» было введено в научный оборот современником
Н.И.Кареева, английским естествоиспытателем Т. Гекели в 1869 г. Гекели понимал под агностицизмом не невозможность познания вообще, а невозможность для человеческого разума проникнуть в сущность вещей и овладеть «абсолютной истиной». Он противопоставлял свою позицию, с одной стороны, религиозному убеждению в существовании Бога-творца всего сущего и любым формам идеализма, идущего от Платона, а с другой стороны - различным формам материализма.1
Примерно такой же точки зрения придерживался и Огюст Конт, налагавший методологический запрет на поиск «конечных причин», т.е. х сущности явлений окружающего мира. Материализм и идеализм он считал разновидностями метафизики, которая отжила свой век. Любые попытки проникнуть в сущность вещей бесполезны, поскольку лежат за пределами возможностей человеческого разума. И Н.И.Кареев, будучи неверующим человеком, не стал убежденным материалистом. Он считал материализм «метафизической гипотезой и весьма скептически относился к марксистскому понятию «диалектический материализм», отмечая его схематизм и устарелость.
Переход на позиции агностицизма для Н.И.Кареева не означал негативного отношения к религии. «От прежнего, - признавал он в своих мемуарах, - у меня сохранилось уважение к религии, как к культурному явлению, могущему иметь и часто имеющему моральную ценность, а
1 См.: Гекели Т. Введение в науку. М., 1902; Мензбир М. Гекели // Энциклопедический словарь Гранат. Изд. 7-е. Т. 13. С.91-95.