2
Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ..........................................................2
ВВЕДЕНИЕ............................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА..................................................20
§ 1. Современные концепции общества....................................20
§ 2. Экологическое общество - новый тип цивилизации....................48
§ 3. Оптимизация функционирования системы «человек-общество-природа» в условиях экологического риска..................................64
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ-ВАЖНЕЙШИЙ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА......................................99
§1. Состояние и основные тенденции развития системы образования России.99
§2. Современная парадигма образования.................................113
§3. Инновационные процессы в системе образования......................128
§4. Экологизация системы образования в современных условиях...........165
ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ......................................177
§ 1. Экологическое образование в Германии.............................179
§ 2. Система экологической подготовки во Франции......................198
§ 3. Опыт преподавания экологии в Великобритании......................213
§ 4. США: система экологического образования..........................225
ГЛАВА 4. ЭКОСОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ............................................ 240
§ 1. Экологическая социология в системе образования...................240
§ 2. Концептуальные подходы к содержанию модели специалиста социолога-
эколога XXI века......................................................249
§ 3. Социальный опыт в сфере непрерывного экологического образования..269
§ 4. Традиционные и инновационные формы в эколого-образовательном процессе ..............................................................298
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................318
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................326
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................353
3
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема устройства общества в XXI веке относится к числу наиболее широко обсуждаемых в мировой политике и науке. Складывается впечатление, что о ней все уже сказано, и вопрос о тенденциях развития общества может стоять скорее в плане изучения влияния на него новых био-, нано- и информационных технологий, чем с точки зрения анализа сущности главных противоречий существующих в обществе, их причин и основных проявлений. Тем не менее, это далеко не так.
Первое, что заставляет усомниться в теоретической ясности проблемы эволюции общества - это колоссальный разрыв между уровнем развития современного производства и ограниченными возможностями природы к самовосстановлению; разрыв, обусловленный различиями в уровне жизни в развитых и развивающихся странах, и разным пониманием необходимости мер по ограничению потребностей общества в использовании природных ресурсов. Поэтому, думается, что дискуссии об устойчивом развитии общества скорее только начинаются, чем подходят к своему логическому завершению. И тот факт, что по этой проблеме уже наработан колоссальный эмпирический и теоретический материал, позволяет поставить её, наконец, на строго научную почву и вести исследования гораздо эффективнее, чем раньше. Однако достижение некоего общественного консенсуса в понимании устройства общества применительно к условиям выхода из глобального экологического кризиса различными научными школами и тем более политическими силами, пока ещё дело будущего.
Второе, что вызывает сомнения в ясности этой проблемы, это то, что практически всегда, когда речь идет о взаимоотношениях общества, человека и природы, говорится об экологических рисках техносферы, ведущих к деградации экосистем и подрыву здоровья населения, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, загрязнении окружающей среды,
35
направленные на реабилитацию и оздоровление индустриальной модели прогресса, увязанной с капиталистической моделью хозяйствования (Д. Белл,
3. Бжезинский, Дж. Гелбрейт).
Д. Белл сформулировал пять исходных специфических измерений и компонентов прогностической модели общества будущего:
> сфера экономики — переход от производства товаров к производству услуг;
> сфера занятости - преобладание класса профессиональных специалистов и техников;
> осевой принцип - ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе;
> предстоящая ориентация - контроль над технологией и технологическими оценками деятельности;
> процесс принятия решений - создание новой «интеллектуальной технологии», связанной с ЭВМ.
Функционирование данных компонентов изменяет соотношение экономики и социальной политики, подчиняя первую второй. Социальная политика, превращаясь в социальную инженерию, перестраивает в соответствии с научными рекомендациями всю систему общественных отношений.
Концепции модернизации явились результатом исследований Макса Вебера. Согласно Веберу, реально протекающее поведение индивида ориентировано в соответствии с несколькими типами действий одновременно1. В нем имеются и целерациональные, и ценностнорациональные, аффективные, и традиционные моменты. В разных типах обществ те или иные виды действия могут быть преобладающими. В традиционных обществах доминируют традиционный и аффективный типы социального действия, а в индустриальном - целерациональный и ценностно-
1 Всбср М. Избранные произведения: Пер.с нем. М., 1990
36
рациональный1. Рационализация социального действия, то есть вытеснение целерациональным действием всех остальных типов социального действия -это тенденция самого исторического процесса.
Сегодняшняя модернизация разрушает общество индустриальное, чтобы выявить контуры нового социального образования, приходящего ему на смену так называемого «общества риска».
Концепция «общества риска» разработана ведущим западногерманским социологом Ульрихом Беком (определенный вклад в развитие этой концепции внес также Энтони Гидденс). Общество риска - закономерный продукт развития индустриального общества, стадия модернизации общественной жизни, этап «рефлексивной модернизации» или «высокого модерна». Риск, по Ульриху Беку, может быть определен как систематическое взаимодействие общества с угрозами и опасностями индуцируемыми и производимыми процессом модернизации как таковым. Риски - это производство рисков, производство легитимное и осуществляемое во всех основных сферах жизни общества. «Риск может быть определен как вероятность получения физических повреждений из-за технологического или любого другого процесса»2.
«Парадигма общества риска» - это новая парадигма теоретической социологии. Ее суть состоит в утверждении, что обычное индустриальное общество - продукт процесса ранней модернизации - основывалось на производстве, накоплении и распределении материальных благ3. Поэтому и социальная структура данного общества основывалась на классах, отличающихся друг от друга по собственности на материальные средства производства. В процессе становления общества риска ситуация радикально изменяется. Господствовавшая в индустриальном обществе «логика позитива» - производство, накопление и распределение материальных ценностей - перекрывается и вытесняется «логикой негатива» -
1 См.: Нугаев М. Д., Нугаев Р. М., Райманов И. Т. Социально-экологические факторы в структуре качества нации//Социс. 1998. №11. С. 109.
2 См.: Сек У. Что такое глобализация: Пер. с нем. Л. Грнгорьева, В. Седельника. М., 2001.
3 См.: Wrich Deck. Rick Society Towards a New Modernity. Sage Publications. 1996. P. 4.
- Київ+380960830922