Ви є тут

Социологический анализ евразийства

Автор: 
Еремеев Александр Евгеньевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298883
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1. Становление евразийства как социально-политического течения в российской общественной мысли XX века................................14
1.1 Генезис и интеллектуальные предпосылки возникновения концепций евразийства.....................................................14
1.2 Географический детерминизм евразийства.........................25
1.3 Евразийская историософия.......................................33
Глава 2. Основные принципы евразийского течения......................42
2.1 Культура как основа Евразии....................................42
2.2 Религиозный аспект евразийства.................................51
2.3 Органическая конвергенция наук.................................59
2.4 Отрицание Европы...............................................62
2.5 Государство как производное от территории......................70
Глава 3. Противоречивость евразийского учения........................79
3.1 Неоднозначность идеологических конструкций евразийцев..........79
3.2 Антиномии евразийской историософии.............................89
Заключение...........................................................99
Список источников и использованной литературы.......................113
Приложение. Социологический анализ освещенности евразийских идей в отечественной прессе (Материалы контент-анализа документов по теме «евразийство»)......................................................128
3
Введение
Актуальность темы исследования. Происходящие трансформационные процессы в современной России, направленные на модернизацию различных аспектов жизни общества, выдвинули на первый план вопрос о путях развития России и ее будущем. Попытки ответить на него неизбежно обращают наше внимание к прошлому опыту: «Сегодня российский
мыслитель находится на распутье: он вынужден либо эклектично соединять в своего рода компендиуме новомодные направления, развиваемые зарубежными коллегами, либо в собственной истории и культуре искать момент заброшенного старта. Отсюда неизбежность переосмысления всего богатого наследия русской философии»1. Самобытной частью этого культурного наследия является евразийство.
Евразийство - одно из ярких социально-политических учений российской общественной мысли XX века, которое активно искало ответы на вопросы о самоидентификации. Евразийцы утверждали, что никакое изменение политического строя, никакие действия, направленные на интеграцию в мировое сообщество, не избавят Российское государство от в гой или иной степени конфронтации с Западом. Данный тезис разделяют и некоторые современные западные идеологи. Актуальность евразийства косвенно подтверждается и повышенным интересом к нему современных западных идеологов. В частности, 3. Бжезикский2 уделяет пристальное внимание евразийской идеологии 20-х гг. XX века в своей книге «Великая шахматная доска»: «При этом, однако, совершенно ясно, что столь серьезные политические фигуры, как 3. Бжезинский, не будут тратить время на развенчание никчемных и утопических проектов», это «верный знак того, что евразийское мировоззрение есть реальная и мощная идейная основа
1 Тммачеа И.В. Евразийский подход к национальному вопросу и контексте современности Н Этносоциальные процессы в Сибири. — Новосибирск, 199Н. — С.60.
: Вывший советник по национальной безопасности президента США в годы «холодной войны», консультант Центра стратегических и международных исследований 3. Бжезинский анализирует геополитическую ситуацию текущею десятилетия в мире и особенно на Евразийском континенте.
13
3. Евразийство как географическая идеология (в соавт. с З.Т. Голенковой) // Вестник Тюменского государственного университета. Серия «Экономика и социология». - 2009. — №4. - С.39-43.
В иных изданиях:
1. Идеология евразийства как возможный вектор развития России // Диалог цивилизаций: Восток-Запад. Глобализация и мультикулыурализм: Россия в современном мире: Материалы VI Межвузовской научной конференции. Ч. II / Под ред. Ю.М. Почты. — М.: Изд-во РУДН, 2006. —
С.162 -165.
2. Идеология евразийства: между Востоком и Западом (в соавт. с
З.Т. Голенковой) // Общество и право. Краснодар. - 2006. — №4. — С.50-55.
3. Место религиозной составляющей в идеологическом проекте евразийцев // Современное общество и социология: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. М.М. Акулич. — Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2008. - С.80-83.
14
Глава 1. Становление евразийства как социально-политического течения в российской общественной мысли XX века
1.1 Генезис и интеллектуальные предпосылки возникновения концепций евразийства
Евразийство занимает определенное место в истории европейских идей, корни евразийства, уходящие в историю философии и в историю идей, сложны. Прежде чем перейти к теоретической интерпретации евразийских идей, целесообразно раскрыть некоторые источники, повлиявшие на евразийство. Евразийство не могло зародиться само по себе, оно имело внутреннюю историю и вписывалось в широкий интеллектуальный и социальный контекст. Необычность и уникальность общественно-политической ситуации после русских революций и как следствие установление нового общественного строя требовали принципиально новых подходов для ее объяснения.
Характеризуя главные политические процессы в среде русской эмиграции, исследователи в первую очередь отмечали дифференциацию взглядов с последующим формированием конкурирующих между собой «группировок» идейной направленности. Приоритетным направлением в поиске политической ниши с обнародованием программных действий по преобразованию Российской государственности являлось определение политической линии в отношении Советской власти. На эмигрантов обрушились тяжелые испытания, связанные с необходимостью приспосабливаться к новым условиям, бороться за существование. Русская эмиграция была эмиграцией политической, но в ней абсолютно отсутствовало единство, а существовали многообразные течения, мнения. Деятельность эмиграции выражалась главным образом в словах, она породила разнообразные периодические издания и бурную политическую жизнь. Размышления сосредотачивались на прошлом России, на ее отношении к