Ви є тут

Социологические аспекты творчества М.Я. Острогорского

Автор: 
Шарапов Иван Валерьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278225
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 МЕСТО М.Я. ОСТРОГОРСКОГО В ПРОСТРАНСТВЕ 11 ПОЛИТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX- XX ВЕКОВ.
РАЗДЕЛ 2 ПАРТИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОЛИТИЧЕСКОГО 82
ОТЧУЖДЕНИЯ В ТЕОРИИ М.Я. ОСТРОГОРСКОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
144
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сложность и неосуществимость многих политических либеральных реформ в постперестроечном российском обществе — особенно после 1991 г. — снова пробудила общественный интерес к идеям и историческим судьбам русского либерализма, к тем периодам отечественной политической истории, когда он играл определенную роль.
Поворот, происшедший по отношению к истории и политикоправовому и политико-социологическому наследию русского либерализма (от полного замалчивания его существования и резко негативной оценки его «буржуазности» в советское время до его эйфорической, восторженной оценки и стремления увидеть в нем единственно возможный образец для подражания в начале 90-х годов), вполне понятен. Неоднозначный опыт общественных преобразований последних лет подтверждает непреходящую ценность многих основных идей и принципов М. Я. Острогорского и отечественного либерализма в целом. Противоречивость либеральной модели развития страны в контексте исторической ретроспективы во многом созвучна той ситуации, которую сегодня переживает наше общество, требует конструктивно- критического переосмысления накопленного теоретического социально-политического опыта отечественных мыслителей.
Политико-теоретическое наследие М.Я. Острогорского в этом плане актуально как никогда ранее. Разрушение моно партийной «системы» советского прошлого, появление в политическом пространстве современной России многочисленных политических партий, вызревание партийной системы в новых условиях настоятельно ориентирует и теоретиков и политиков учитывать и предвидеть сложность и неоднозначность этих процессов.
В научной и публицистической литературе существуют различные мнения о роли русского либерализма в общественной жизни и культурноисторическом опыте России, о причинах поражения либерального
3
политической демократии в России. Именно сегодня» когда руководством страны обсуждаются проекты серьёзного повышения роли политических партий и предпринимаются попытки строительства эффективной многопартийной политической системы, весьма полезным может оказаться всестороннее изучение теоретико-методологического наследия Острогорского.
Между тем творчество М.Я. Острогорского невозможно понять вне российского контекста рубежа веков. Вторая половина XIX столетия в России актуализировала процессы осмысления и развития отечественного национально-культурного и политического самосознания. Ситуация в определенной степени напоминала ситуацию в современной России, обусловленную тенденциями развития мирового сообщества, когда процессы глобализации и вестернизации вполне обоснованно все более и более сводятся к заимствованию политических и технических достижений Запада и США при одновременном углублении взгляда на духовную самобытность различных стран, интенсивном развитии национальных самосознаний. Пространство общественно - политической мысли России в указанный период обычно представляется как пространство противоборства двух идейно-теоретических платформ: славянофильство и западничество. В рамках двух этих направлений формулируются и основные политические и правовые теоретические конструкты, начинают реализовываться и соответствующие политические практики. В этих условиях особое и почетное место среди исследователей политической сферы деятельности принадлежит М.Я. Острогорскому, который «первым поставил проблемы политической социологии в качестве предмета спбециального научного исследования, привлек для их решения большой эмпирический материал и, наконец, сформулировал выводы, получившие характер парадигмы»1.
Для того, чтобы полнее представить себе место этого мыслителя в мировом и отечественном пространстве социально-политической мысли,
1 Медушевский А.Н. История русской социологии. -М.: Высш. шк., 1993.-317 с. С. 225.
14
необходим небольшой экскурс в историю российской политической мысли, т.к. становление социологии политики в России не было последовательнолинейным и поступательным процессом. Скорее, напротив, периоды довольно энергичной жизнедеятельности сменялись погружением в состояние «анабиоза», вызванного запрещением исследований проблем власти. И в этом смысле судьба отечественной социологии политики выглядит еще более драматично даже на общем фоне истории развития и институционализации социологии в нашей стране, так как первый удар наносился государственной бюрократией именно по этой, наиболее для нее опасной ветви политической мысли.
Необходимо отметить, что исторически в России, в отличие от Запада, традиционно сложилось своеобразное представление о месте и роли, возможностях государственной власти, связанное с тем, она на протяжении многих веков была единственным гарантом выживания нации и главным инструментом создания империи. Специфика России — громадность государства, малочисленность населения на обширных территориях, однообразие условий, земледельческий быт и пр. - обусловила особенно важную и большую роль государства в развитии нации. Гипертрофированная государственность, окруженная ореолом высшей святости, требующая от человека слепого и безоговорочного подчинения власти, выполнения любого приказа, выступала стержнем понимания российского политического развития. В такой жесткой и безальтернативной системе отношений социологии политики и права просто не оставалось места. Долгое время сама мысль об ограничении великокняжеской, царской, императорской власти рассматривалась как крамола, и если возникала, то достаточно спорадически. В тоже время само право напрямую отождествлялось с законом и традиционно воспринималось русским человеком как нечто чуждое ему, как насилие над его совестью. Традиционная апологетизация и идеологизация официальной власти и политики проникая в общественную ткань провоцировали, одновременно реакцию нравственного отторжения, с
15